Как отличить рекламу от SEO? Могут ли забанить за линкомарафоны? Немного о блогерских войнах или можно ли засудить за клевету в ЖЖ.
Об этом всем в интервью на KM Russia мне рассказал Илья Дронов ака
igrick еще год назад. Тогда как раз прошла громкая волна заморозок за рекламу, тогда начали набирать популярность линкомарафоны нового вида - со скрытыми ссылками на фотографиях и не только. Интервью это так и осталось неопубликованным, и Илья уже не руководит СУПом.
Но недавно тема вновь стала актуальной. Часть пользователей заморозили за сео, часть - за спам, кое-кому вынесли предупреждение за использование скрытых ссылок в постах. Поэтому я решила достать интервью из архивов. В течение недели я честно пыталась согласовать его с Ильей, но это так и не удалось. Так что, смотрите, как есть - и помните, что часть сведений всё же может быть неактуальной.
- Чем всё же отличается реклама от сео, в конкретике, как пользователю понять, что он не переступает некую грань, зарабатывая в своём ЖЖ?
- Намерением. Одно дело, когда ты пишешь про что-то - сходите посмотрите этот сайт или там про что-то конкретное, что оно круто. Это реклама и раз твой дневник, в этом плане ты делаешь, что хочешь. Дело в намерении.
Кстати, тоже самое с массфрендингом. Есть люди, которые технически массфрендят только потому, что они считают, что взаимность - это хорошо. Окей. Ради бога, за это санкции не последуют. Но если люди добавляют в друзья, а через неделю - удаляют, потому что взаимности не последовало, то…
- Программно добавляют?
- А не важно как, даже если руками. Добавляют следующую пачку. Не получилось, удаляют - и следующую… Намерение вполне очевидно. Вот за намерение мы и баним.
- Прямо оруэловщина. Мыслепреступление и всё такое.
- Да. Есть преступления, совершенные с умыслом, есть преступления, совершенные по случайности. Они даже в уголовном кодексе имеют разные веса. Если умысел доказан - а у нас есть технические способы его доказать, для себя естественно - мы же сами для себя определяем правила игры. Даже если мы кого-то наказали, определив для себя его умысел, но при этом ему самому мы не доказали его неправоту - это наша площадка. Это наши правила игры. И «давай до свидания». Ты можешь хоть сто раз президенту Путину писать, мы тебя не разбаним. Потому что мы умысел поняли.
Если же умысла нет, это сделано случайно. Человек сделал это по не знанию, мы его восстановим…
- Я бы поправила: не всегда по незнанию, скорей по некоторому недопонимаю запретов…
- Или так, разные случаи бывают.
- Еще момент, как раз с постовыми и компанией против SEO в ЖЖ. Не секрет, что некоторые пользователи этим пользуются, чтобы «стучать» друг на друга. Много приходит таких жалоб: «Забаньте этого товарища»?
- Ты знаешь, нет. Практически не приходит. Все истории с громкими банами из-за постовых и прочего, являются результатами внутренних расследований. Мы обнаруживаем, мы начинаем разбирать аккаунты. Особенно это технически видно на переименованиях аккаунтов.
Абстрактно говоря, допустим, мы зарабатываем, в среднем, 200 долларов в день на переименованиях аккаунтов. Ну и идет статистика за каждый день: 200, 220, 180, 160, 240… И тут херрак - тыща. Как правило, это значит, что кто-то взял пачку аккаунтов, переименовал их, сделал платными, чтобы ссылки индексировались, и начал херачить туда постовые.
Тогда приходим мы: «О, брат, ты сделал 60 аккаунтов для СЕО, давай до свидания!» Деньги не возвращаются, естественно. Потому что это прямое нарушение правил.
==== ремарка от пробегающего мимо Олега Бармина
freedom: «Какая прелесть!» =====
И вот таких мы пачками убиваем.
- Не, просто есть, допустим, те, кто и был SEOшниками, и сейчас продолжает зарабатывать на ЖЖ, но уже приняв новые правила игры. Что им делать - «зачищать» свой ЖЖ, убирая старые ссылки?
- Так как финальное решение принимает, в итоге, человек, мы стараемся идти на переговоры. Иногда мы ведем их жестко, фактически ставим ультиматум: «Или ты убираешь ссылки или мы тебя не разбаним». Нам важно, чтобы человек понял нас. Потому что SEO плох для площадки в целом. Из-за того, что кто-то на этой площадке занимается им, площадка начинает падать в выдаче. Более того, это никому не выгодно, включая самого юзера. Он лишь чуть-чуть заработает себе денег вот сейчас - и перекроет возможность зарабатывать больше в дальнейшем.
- Ну это типично русская черта: заработать ЩАЗ…
- Да, а дальше - хоть потоп. Соответственно, если - например, тебя засаспендили, ты говоришь, что ребята - я всё поняла, что смогу почищу. Нарушать правила больше не буду. Нам приходит уведомление, что ты исправила например, 20 записей - а остальные остались, какими были. Мы прекрасно понимаем, что очень тяжело взять, пройти по всему своему ЖЖ и убрать всё, что было до. Поэтому мы не будем предъявлять к тебе претензий. Если кто-то, возьмет твою запись 2008 года и на тебя пожалуется.
Мы скажем: «Нет, спасибо, мы с этой ситуацией разобрались». А если человека разбанили, а он тут же принялся за свое, то мы понимаем, что это бесполезно и баним - на сей раз окончательно.
- Многие же всё равно не понимают, что порой даже тематичный пост - сео, а нетематичный постовой может быть честной рекламой…
- Намерение. Повторюсь, оно важно. Мы же тоже не можем разложить все правила по полочкам от и до, мы работаем с людьми. Человек - не машина, и в отношении его поступков не всегда могут быть четкие правила. Это серая область. Поэтому, когда мы говорим, что в большинстве своём тематичность поста - это не сео, человек воспринимает это буквально и пишет пост, как он лежал на паркете и читал книжку. А ссылка ведет на магазин напольных покрытий. Он попытался привести свою работу к нашим правилам, но намерения остались те же. Он не хочет читателям рекламировать магазин, он хочет максимально незаметно увеличить ссылочную массу для него.
- То есть подчеркну - и нетематичный постовой может быть признан честной рекламой, если в посте про то же чтение, человек отмечает в конце - а для тех, кто не любит читать - а любит смотреть, в таком-то театре новая постановка - и тут ссылка на сайт театра будет честной. Так?
- Да. К тому же, это может быть еще и мнение, за которое даже никто не заплатил. А может быть, и заплатил - но это подано нормально. К тому же, мы смотрим ситуацию в разрезе всего дневника, а не судим по одной записи. Если дневник на 70% этим забит - все ясно. Если это первая запись, то мы даже ссылку из нее не попросим убрать. Потому что мы не поняли намерений блогера, а значит, не имеем права на эти действия.
- А тогда собственно что случилось с недавно забаненным Петровичем? У него была действительно лишь одна рекламная запись - которая вела даже не на сторонний сайт - а на юзера ЖЖ, тоже забаненного за рекламу?
- Там была целая группа банов юзеров, продвигавших одно и то же «сеткой», и он просто попал под раздачу. Пользователи обратились, мы рассмотрели ситуацию. Намерения были на грани фола. Собственно того, на кого юзер сослался, мы не разморозили, а его самого вернули в течение суток. Второй шанс мы всегда даем.
- То есть конфликтная комиссия может ошибаться?
- Иногда, конечно, может. Человеческий фактор никто не отменял. Работник ее злой пришел на работу, например, увидел ситуацию, и ему хватило первичных данных для заморозки. Но потом мы рассматриваем ситуацию уже в российском ключе, сообщаем в КК: «Ребята, здесь вы ошиблись. Разморозьте этого пользователя. мы с ним поговорим».
Наша же цель - не убрать людей. Наша цель - чтобы все играли по единым правилам. Тогда система стабильна. Когда-то кто-то читить, плохо всем, включая самого читера.
- Еще один момент, очень близкий к SEO, - новый вид линкообменов. Использующийся сейчас многими, в том числе околотоповыми блогерами - публикация фотоподборок или же текстов со скрытыми ссылками на друзей. Как к этому относится руководство ЖЖ?
- Мы не видим в этом никакого нарушения. Публикация ссылки под картинкой не является чем-то противозаконным, и поэтому - пусть делают. Другое дело, что это неэффективно.
Прим.Анни.: Но с введением уведомлений об упоминаниях в ЖЖ, видимо, этот момент стал спорным, по крайней мере, именно за это на днях вынесли предупреждение юзеру
romti, что и послужило одним из поводов для того, чтобы достать интервью из архивов.
- Еще один момент, с недавно принятым законам про клевету… В ЖЖ очень часто люди от посылания друг друга переходят к угрозам: «Да я заскриншотю, да я вас засужу»...
- Мы не являемся тут одной из сторон конфликта и кроме того, мы работаем по калифорнийскому законодательству. Более того, чтобы принять участие в конфликте двух сторон в законе о клевете, нужно этих двоих знать. Вот это вот - Илья Дронов, паспортные данные - такие-то, это Иван Иванов, паспортные данные такие-то. ЖЖ не предполагает идентификацию пользователя, в принципе. Мы не фейсбук, это нам не нужно. Потому что это журнал и каждый журнал может вести 10 человек, или же один человек может вести десять журналов, ничего при этом не нарушая.
Ты грубо говоря издаешь периодическое издание. И если эти двое, поцапавшиеся между собой каким-то образом гарантированно установили личности друг друга, они могут идти в российский суд и судиться в рамках законодательства страны. Никакого отношения в ЖЖ это не имеет.
С другой стороны, в ЖЖ есть понятие преследования. То есть, если какой-то пользователь с тобой «посрался» и начинает ходить по всем журналам и говорит о тебе, что ты - «г…н, с…, п..а и е…н», там его банят, например. Дальше идет уклонение от бана - он регистрирует новый аккаунт, заходит через твиттер, фейсбук и так далее - это харрасмент. Он по законодательству, которому подчиняется ЖЖ, запрещен. Этот аккаунт будет забанен, а в будущем все аккаунты от него будут блокироваться автоматически по IP. Конечно, не всегда это возможно технически, но мы всегда стараемся разрулить.
Мы всегда стараемся не банить сразу, а выдавать предупреждение. Просто этого не видит рынок.
- Факт, люди просто видят одним прекрасным утром перечеркнутый ник…
- Просто переписка конфликтной комиссии с пользователями является конфиденциальной. И если ты свою закрытую переписку с КК - выложил в твоем дневнике, твой журнал будет заморожен. Это персональные данные. Но при этом, естественно, есть публичные моменты.
В январе 2012 года мы с конфликтной комиссией пришли к соглашению одному. Если раньше причины саспенда всегда были прайвати, то сейчас часть причин саспенда мы публикуем публично. Если речь идет о нарушении авторских прав, о легитимном DMС-запросе, мы укажем публично, что этот дневник был заморожен за нарушение. Сейчас мы работаем еще над тем, чтобы указывалось, кто предъявил права на авторские вещи.
- Вот это вообще будет отлично. Максимально честно.
- Это очень важно, потому что снижает количество запросов. Потому как есть те, кто руководствуется стимулом «подгадить», а реальными правами не обладает. Мы работаем по DMCA, где есть понятие «бухты безопасности», которое гласит, что мы, как третья сторона, как площадка. На которой происходит конфликт, не являемся ни истцом, ни ответчиком до тех пор, пока мы этот контент на время судебного разбирательства блокируем. Это включает на себя подпункт - как только мы получаем валидный DMCA-запрос, а он достаточно не простой, мы связываемся с пользователем. Если он удаляет спорный контент, мы считаем, что вопрос исчерпан.
Кстати, пользователь, на которого пожаловались, может прислать официальную просьбу рассказать, кто на него нажаловался, и доказательство, что он все же обладает авторскими правами. Тогда мы его размораживаем, а дальше - пусть судятся.
© Интервью: Анна Сидорова. Фото: Олег Бармин, Михаил Койнов.