Аллея воинской славы в Витебске

May 08, 2015 15:30



В апрельском своем путешествии по Беларуси, случилось мне заглянуть в город Витебск буквально на сутки. И на закате после приезда я побывала в месте, о котором будет более чем уместно рассказать в канун Дня Победы.



Как и во многих городах постсоветского пространства, в Витебске есть мемориальные места, посвященные памяти Великой Отечественной Войны. Причем, для Беларуси тема её тем более остра до сих пор, что страна была сильно разрушена в ходе боевых действий... И неудивительно, что в том же Витебске имя Победы носит главная площадь города, одна из крупнейших в Европе, занимает она 72 000 квадратных метра.

К площади примыкает Парк Победителей, находящийся на берегу Западной Двины. И именно в этом парке расположена аллея воинской славы, о которой и пойдет речь в посте.





Но сначала немного информации о самом парке, раньше он носил скромное название сквера Калинина и переименован был только в 2010 году во время масштабной реконструкции как самого парка, так и мемориального комплекса, находящегося в нем.

Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины видно издалека - три острогранных пилона-обелиска возносятся на 56 метров к небу, объединены они плитами с барельефами, изображения разные: один из них посвящен воинам, другой - партизанам и третий - подпольщикам. Внизу под пилонами горит Вечный огонь.

В народе этот мемориал называют просто "Три штыка".





И как раз от мемориального комплекса к сторону площади Победы по парку ведет Аллея воинской славы - появилась она тоже в 2010 году, что отмечено даже на крышках канализационных люков на ней, весьма симпатично сделанных. ;)

В экспозиции представлены полтора десятка боевой техники, как времён Великой Отечественной войны, так и послевоенного периода.

Рядом с аллеей расположено несколько уличных кафе, палатки продавцов сувениров, там же гуляют "прокатные" лошади и пони...  Неподалеку находятся разного рода аттракционы. Конечно, это сочетание достаточно странно выглядит, но с другой стороны парк должен давать разные возможности для отдыха.





Конечно, самые благодарные посетители тут - дети. Они "атакуют" орудия, забираются на броню танков и используют вертолеты не совсем по прямому назначению... Но глядя на них, думаешь лишь банальное: "Да хоть бы только так и использовалась вся эта - страшная, но красота..."  Хотя, конечно, это все риторика - те же вертолеты могут использоваться множеством различных способов - и далеко не только в военных целях. Ноя о детях. Все равно когда они играют на машинах и орудиях - это мило. Разве что фотографировать порой проблематично, из-за популярности тех или иных экспонатов, тем более что и взрослые не упускают случая сделать фото себя любимого с техникой. Так что на некоторых кадрах будут не только сами экспонаты, но и случайно попавшие в кадр люди ;)





Конечно, интересно не только фотографировать целиком, любопытно тут останавливать сове внимание на деталях. Немного даже жалею, что не было больше времени на рассмотрение всех их, да и просто на узнавание подробностей.

Лирическое отступление: Конечно, во многих городах есть подобные "танковые выставки", но я видела в своей жизни только уже давно заброшенную танковую аллею в Комсомольске-на-Амуре. Когда мы были маленькими, она уже поросла бурьяном и там можно было лазить даже по внутренностям, частично раскуроченным... В 11 классе, в районе последнего звонка, мы еще фотографировались там, а потом я уже и не помню эту аллейку... Возможно даже танки убрали... Или подреставрировали? Комсомольчане, расскажите в комментариях! Надо будет отыскать свои архивные фото тех танков.

Ну а в Витебске я сфотографировала почти все представленные экспонаты, описания их просто перенабрала с табличек, прикрепленных на них...





Из всех экспонатов аллеи я не сфотографировала лишь несколько орудий. Просто их перечислю в начале:

- 120-мм полковой миномёт образца 1938 года

- 122-мм гаубица образца 1938 года М-30

- 85-мм дивизионная пушка Д-44, принята на вооружение в 1946 году

- 122-мм гаубица Д-30, создана в 1960-е

- 57-мм противотанковая пушка образца 1941 года (ЗИС-2)

А теперь подробности о том, что было снято:

76-мм дивизионная пушка образца 1942 года ЗИС-3



Калибр: 76 мм
Скорострельность: до 25 выстрелов в минуту
Максимальная дальность стрельбы: до 13,29 км
Масса в боевом положении: 1200 кг
Расчет: 5 человек

Советская дивизионная и противотанковая пушка. Главный конструктор: В.Г.Грабин. ЗИС-3 стала самым массовым советским артиллерийским орудием, выпускавшимся в годы Великой Отечественной войны. В составе 37-й гвардейской пушечной артиллерийской бригады и 136-го стрелкового полка принимала участие в боях за освобождение Витебска. За прорыв Витебского укрепленного района и освобождение г.Витебска бригада удостоена почетного наименования "Витебская", а полк - наименования "Витебский" соответственно.



120-мм полковой миномёт образца 1938 года



Калибр: 120 мм
Скорострельность: до 15 выстрелов в минуту
Максимальная дальность стрельбы: до 6 км
Масса в боевом положении 280 кг
Расчет: 5 человек

Был разработан в 1938 году в конструкторском бюро под руководством Б.И.Шавырина, модернизирован в 1943 году. Использовался во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 годы. Минометы данного образца имели приставной колесный ход, дающий возможность буксировки, что позволяло перекатывать миномет силами расчета. Активно использовались партизанскими соединениями на территории Витебской области.

85-мм зенитная пушка образца 1939 года



Калибр: 85 мм
Скорострельность: до 15 выстрелов в минуту
Максимальная дальность стрельбы: до 15,5 км
Масса в боевом положении: 3057 кг
Расчет: 7 человек

Разработана в конструкторском бюро завода №8 им.М.И.Калинина под руководством М.Н.Логинова и Г.Д.Дорохова. Использовалась во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 годы. Благодаря высокой эффективности стрельбы по бронированным наземным целям активно использовалась против немецких танков, применялась против высоколетящих целей. В составе 33-й зенитной артиллерийской дивизии принимала участие в боях за освобождение г.Витебска. За прорыв Витебского укрепленного района и освобождение г.Витебска дивизия удостоена почетного звания "Витебская".

Танк Т-34



Боевая масса: 32 тонны
Пулеметы: 2 x 7,62-мм ДТ
Калибр и марка пушки: 85-мм Д-5Т
Боекомплект пушки: 55
Скорострельность: 1-2 выстрела в минуту
Максимальная дальность стрельбы: до 13,2 км
Мощность двигателя: 500 л.с.
Скорость по пересеченной местности: 25 км/ч.
Скорость по шоссе: 54 км/ч.
Экипаж: 5 человек

Самый массовый средний танк периода Великой Отечественной войны. Выпускался серийно с 1940 года. С 1942 года являлся основным средним танком Советской Армии. Данный танк в составе 28-й отдельной гвардейской танковой Лиозненской бригады принимал участие в боях за освобождение г.Витебска. Командир танка Герой Советского Союза гвардии младший лейтенант Григорий Дмитриевич Ермолаев.

Самоходно-артиллерийская установка СУ-100



Боевая масса: 31,6 тонны
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10С
Скорострельность: до 4,6 выстрелов в минуту
Максимальная дальность стрельбы: до 15,5 км
Боекомплект пушки: 33
Мощность двигателя: 520 л.с.
Скорость по пересеченной местности: 20 км/ч.
Скорость по шоссе: 50 км/ч.

Су-100 - советская самоходно-артиллерийская установка класса "Истребитель танков". Создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 года. В составе 337-го гвардейского танкового самоходно-артиллерийского полка принимала участие в боях за освобождение г. Виnебска. За прорыв Витебского укрепленного района и освобождение г.Витебска полк удостоен почетного наименования "Витебский".

Истребитель МиГ-15



Боевая масса: 6,1 тонны
Стрелково-пушечное вооружение: 1х37 мм, 2х23 мм, авиабомбы до 100 кг
Боезапас: 1х40 снарядов, 2х80 снарядов
Максимальная скорость: 1100 км/ч.
Дальность полета: 1330 км
Практический потолок: 15500 м
Экипаж: 1 человек

Истребитель МиГ-15 разработан конструкторским бюро Микояна и Гуревича. Первый полет состоялся 30 декабря 1947 года. Находился на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооруженных конфликтов, в том числе и в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. МиГ-15 был одним из наиболее распространенных истребителей в мире.

Вертолет МИ-2



Масса: пустой 2,37 тонны, максимальная взлетная - 3,65 тонны
Максимальная скорость: 210 км/ч.
Дальность полета: 580 км
Экипаж: 1 человек
Пассажиров: 10 человек

Многоцелевой вертолет Ми-2 разработан в конструкторском бюро М.Л.Миля. Первый полет состоялся в 1961 году. Начал использоваться с 1965 года. Данный вертолет передан для экспозиции Витебским аэроклубом, который был создан в 1931 году. 14 воспитанников аэроклуба в годы войны получили звание Героя Советского Союза, в том числе А.К.горовец. Его имя присвоено аэроклубу в 1981 году. В послевоенное время выпускник В.В.Щербаков удостоен звания Героя Советского Союза за проявленное мужество при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан.



Вертолет МИ-24



Масса: пустой - 7,58 тонны, максимальная взлетная - 12,55 тонны
Подвесное стрелково-пушечное вооружение: ГШ-23МБ2 23 мм
Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-24,
"Воздух-воздух": Р-60М, "Игла-В", 9М2200 "Атака"
Максимальная скорость: 360 км/ч
Дальность полета: 450 км
Экипаж: 2-3 человека
Пассажиров: 8 человек

Ми-24 - первый советский специализированный боевой вертолет. Разработан в конструкторском бюро М.Л.Миля. Первый полет состоялся 15 сентября 1969 года. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Принимал участие в боевых действиях в Республике Афганистан.



Вертолет МИ-8



Масса: пустой - 7,62 тонны, максимальная взлетная - 12,2 тонны
Вооружение: 1х7,62-мм или 12,7-мм пулемет
На 4 узлах подвески: 4 ПУ УВ - 16-57, 16х55-мм или УВ-32-57 32х57-мм или 4 бомбы по 250 кг или 6 ПТУР Малютка или 4 ПТУР М-17П "Скорпион"
Максимальная скорость: 260 км/ч
Дальность полета: 465 км
Экипаж: 2-3 человека
Пассажиров: 28-32 человека

Многоцелевой транспортный вертолет Ми-8. Разработан в конструкторском бюро М.Л.Миля. Первый полет состоялся в 1961 году. Начал использоваться с 1966 года. Является мировым рекордсменом по количеству модификаций. Выпускались: опытные, пассажирские, транспортные, многоцелевые, специального назначения, ударные. МИ-8 активно используется во многих странах мира.



БМД-1



Боевая масса: 7,2 тонны
Калибр и марка пушки: 73-мм 2А28 «Гром»
Боекомплект пушки: 40
Пулемёты 3 × 7,62-мм ПКТ
Другое вооружение 3 × ПТУР 9М14МСкорострельность: 1-2 выстрела в минуту
Мощность двигателя: 240 л.с.
Скорость по пересеченной местности: 35 км/ч.
Скорость на плаву: 10 км/ч., по шоссе: 60 км/ч.
Экипаж: 3 человека
Десант: 4 человека

БМД-1 (боевая машина десантная - 1) - советская боевая гусеничная плавающая машина, предназначена для использования в воздушно-десантных войсках и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолёта типа Ан-12 и Ил-76. Принята на вооружение в 1969 году.



Самоходно-артиллерийская установка 2С9 "Нона-С"



Боевая масса: 8,7 тонны
Пушка: 120-мм нарезная пушка-гаубица-миномет 2А51
Боекомплект: 25 (из них 5 кумулятивных)
Пулемет: 7,62-мм ПКТ
Мощность двигателя: 240 л.с.
Скорость по пересеченной местности: 35 км/ч.
Скорость на плаву: 10 км/ч., по шоссе: 60 км/ч.
Экипаж: 4 человека

2С9 "Нона-С" - советская 120-мм самоходная артиллерийская установка. разработана в Центральном научно-исследовательском институте точного машиностроения и конструкторском бюро Пермского машиностроительного завода "Мотовилиха" на базе шасси плавающего гусеничного бронетранспортера БТР-Д. В составе 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии принимала участие в боевых действиях в Республике Афганистан.



БРДМ



Боевая масса: 7,7 тонны
Пулеметы: 1х14,5-мм КПВТ, 1х7,62-мм ПКТ
Боекомплект: КПВТ, 500 патронов в 10 лентах, ПКТ, 2000 патронов в 8 лентах
Мощность двигателя: 140 л.с.
Скорость на плаву: 9-10 км/ч.
Скорость по шоссе: 95 км/ч.
Экипаж: 4 человека

БРДМ - бронированная разведывательно-дозорная машина. Серийно производилась с 1963 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом. БРДМ имеет невысокую защищенность, броня защищает от пуль стрелкового орудия и осколков. Главная особенность машины - очень высокая проходимость. Находилась на вооружении в разведывательных подразделениях 103-й гвардейской краснознаменной воздушно-десантной дивизии.



БТР-60



Боевая масса: 9,9 тонны
Пулемет: 1х7,62-мм СГМБ
Боекомплект пулемета: 1250
Мощность двигателя: 2 х 90 л.с.
Скорость по пересеченной местности: 40 км/ч.
Скорость на плаву: 10 км/ч., по шоссе - 80 км/ч.
Экипаж: 2 человека
Десант: 14 человек

БТР-60 создан в 1956-1959 годах для оснащения мотострелковых подразделений и замены в них устаревшего БТР-152, от которого он отличался значительно улучшенной проходимостью, позволявшей ему следовать за танками на поле боя, и способностью плавать. БТР-60 стал первым в серии советских колесных четырехосных бронетранспортеров, развитие и производство которых продолжается до сих пор. Принимал участие в боевых действиях в республике Афганистан.



Этот пост изначально опубликован в нашем автономном блоге anni-sanni.com по адресу http://anni-sanni.com/?p=10209. Комментарии, которые вы оставите здесь, будут также отображаться и там.

путешествие, фото, Беларусь, достопримечательности, День Победы, Витебск

Previous post Next post
Up