Сегодня, 12 ноября 2014 года на Саяно-Шушенской ГЭС был запущен гидроагрегат №2, последний из тех, что восстанавливали и собственно тот самый, взрыв в котором и послужил причиной аварии 17 августа 2009 года.
В этом посте я предлагаю сравнить фотоснимки сразу после аварии и спустя пять лет, познакомиться с настоящими героями - сотрудниками СШГЭС, не растерявшимися в том страшный день и предотвратившими еще большую катастрофу, а также узнать, какие уроки были извлечены в процессе восстановления.
Когда я приезжала на СШГЭС в апреле этого года в рамках блог-тура, второй гидроагрегат - виновник аварии - еще находился в ремонте и выглядело это так:
Тогда готовились запускать другой гидроагрегат - №4, восьмой по счету, за лето и часть осени завершили работы и на оставшейся паре... В августе запустили третий, а сейчас вот и второй.
С момента аварии прошло пять лет и только сегодня - когда находясь во Владивостоке, президент России Владимир Путин "По скайпу" - то есть в режиме видеоконференции дал команду на запуск второго гидроагрегата, станция официально вышла на свою проектную мощность.
Причиной аварии стали усталостные повреждения шпильки крепления крышки гидроагрегата - из-за вибрации одну из шпилек попросту "сорвало". Сейчас эти шпильки выглядят так:
Что изменилось в них самих и вообще, какие уроки извлекли из аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, что учитывали при восстановлении, наверное, лучше всего продемонстрирует видео от "РусГидро". дублировать тут эту информацию будет излишне:
Для тех, кто не очень любит видео или кому просто неудобно смотреть ролик, немного инфографики - ее мне тоже предоставили в "РусГидро":
Ну а я сейчас хочу сказать не о технике даже, а о людях, которые пострадали во время аварии, которые спаслись и которые... спасли от еще больших разрушений. Во время апрельского визита мне удалось познакомиться с настоящим героем, человеком, благодаря которому та августовская авария не обернулась еще большей катастрофой - Ильдаром Маратовичем Багаутдиновым. На тот момент он был ведущим инженером производственно-технической службы и именно он, добравшись со своим коллегой Евгением Кондратцевым на машине до гребня - после взрыва - возглавил группу сотрудников, которые взломали двери и вручную опустили затворы водоводов.
" В 8-13 произошла авария, - вспоминает Ильдар Маратович, - минуты за три я выскочил за ворота. Минут 15 мы ехали, там пять километров же, получается, в половину девятого попали на гребень, еще пришлось ломать ворота. Там было трое строительных рабочих. Они просто пришли на работу, стояли растерянные, не зная что делать. Я заскочил к ним: Фонарь есть? Есть! Ломик? Есть! - За мной. Всех сорганизовал и вперед, Так я всех сорганизовал и вперед. 350 метров темной галереи пробежали - шахтерским фонарем светя... "
По словам Ильдара Маратовича, практически все, кто помогал предотвращать еще большую катастрофу на СШГЭС остались и до сих пор работают на станции. Более того, узнав про аварию, вернулись на работу вышедшие до этого на пенсию инженеры, монтажники и другие. Восстановили четвертый. пятый и шестой агрегаты и после этого уже вернулись на пенсию.
"Из 116 человек, зафиксированных на момент аварии в машинном зале, 75 человек погибли. Несколько человек буквально висело на перилах под пультами оперативников - вот здесь, где триста тридцать седьмая отметка" - показывает нам ныне герой - Когда мы воду остановили, они оказались под потолком, но выжили..."
На фото выше - Николай Третьяков, он был одним из двух инженеров, что спаслись из машзала буквально чудом и поднялись по плотине из машзала - тоже рванули не просто в безопасное место, а наверх - перекрывать затворы. Вторым был Александр Катайцев, что поднялся раньше. Задержался Николай потому что был не один - помогал уборщицам и слесарям выйти наверх - в темноте и раненый. О своей рассеченой во время аварии ноге он вспомнил только после того, как затворы были сброшены. С ним пообщаться не удалось - был занят работой. Его лишь издалека показал Ильдар Маратович, рассказав эту историю.
Ну а увидеть наглядно, что изменилось за эти пять лет, после аварии, поможет, я надеюсь, нижеследующий фоторепортаж. Первые снимки после аварии на Саяно-Шушенской делал штатный фотограф "РусГидро" Валерий Блинов, ну а за кадры 2014 года отвечаю я - сделаны они в апреле, поэтому часть работ на них в машинном зале еще идет. Конечно, ракурсы не совсем идентичны, но я постаралась подобрать похожие. В автономке это выглядит чуть наглядней - там снимки интерактивные, наложенные друг на друга. В ЖЖ так сделать не получится, поэтому друг за другом просто.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Что ж, компанию "РусГидро" сегодня можно только поздравить с завершением такого большого и важного дела! Про саму Саяно-Шушенскую ГЭС "от и до" - в общем, у меня пост еще будет, а пока могу дать ссылку только на
предыдущие публикации про нее - там отдельные фотозарисовки из поездки, а также на
пост про самую большую на Дальнем Востоке ГЭС - Бурейскую.
Этот пост изначально опубликован в нашем автономном блоге anni-sanni.com по адресу
http://anni-sanni.com/?p=8627. Комментарии, которые вы оставите здесь, будут также отображаться и там.