Девушка и сокол...

Sep 29, 2014 20:20



Неординарное хобби или уникальное домашнее животное? Настоящий друг или верный партнер? Хищная птица и ее друг-человек не решают этих вопросов. Они просто живут бок о бок, удивляя обывателей своей необычной дружбой... Про особенности соколиного содержания мне рассказала подруга из Комсомольска Ольга Щербакова.

Фото Ольги с питомцами в посте: Павел Карепанов, ака animagic_poul и Alekke Блажин.
Фото сокола (это на всех карточках балобан Эра) - моего авторства.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ХИЩНОЙ ПТИЦЫ

Во-первых, таких птиц вообще нельзя держать в клетках. Они банально не умеют медленно летать, поэтому быстро калечатся и портят себе оперение... Нужен либо про­сторный вольер, либо специальная присада, так называемый соколиный стол. Во-вторых, корм нужен по возможности живой или свежезабитый, максимально приближенный к природному, никакого магазинного мяса, непонятно чем накачанного. Мыши, крысы, цыплята, перепела... В-третьих, нужна спе­циальная амуниция - начиная от перчатки, на которой птицу нужно кормить, заканчивая клобучком и вабилом.

Первой птицей Ольги был чеглок, попавший к ней случайно - знакомые спросили, не нужен ли кому раненый сокол и Ольга принялась его выхаживать… Он жил без привязи, тусовался на своей присаде, грязи почти не было. Так продолжалось, увы, недолго - тогда птица погибла... Его обмен ве­ществ после кормления магазинной курицей (как кормили до Ольги) так и не восстановился - он не начал линять в нужные сроки и просто угас…



КРАСНОКНИЖНАЯ "УДАЧА"

Второй птицей в жизни моей подруги стала «краснокнижная» самка кречета Лаки. Сейчас она находится в Екатеринбурге в Центре по мониторингу и реабилитации хищных птиц «Холзан».

"С Лаки вообще необычно всё получилось," - рассказывает Оля - "После первой трагедии у меня не было пти­цы несколько месяцев. И вот в начале зимы мне звонит моя знакомая ветврач и спраши­вает - не возьму ли я кречета с травмой? Надо сказать, что я хотела брать новую пти­цу - не в природе ловить, а подранка, изымание здоровой дикой птицы из природы не приемлю. Но думала брать мелкого соколи­ка - пустельгу там, кобчика, дербника или того же чеглока, А тут - кречет. Это самый большой из соколов, к тому же, краснокниж­ный. Впрочем, все крупные сокола - кречет, балобан, сапсан - у нас в Красной книге. Крупнее птица - больше проблем. В пер­вую очередь - больше корма, Плюс, по­скольку птица калеченная, больше проблем с лечением. Если поймать чеглока и сделать ему укол можно было легко, то Лаки, забегая вперёд, я самостоятельно даже удержать не могла - настолько она сильная была…»

Сначала думали, что у птицы ушиб позвоночника - она не стояла на ногах, си­дела на попе, сердито крякая и шипя на лю­дей. Потом, посоветовавшись с опытны­ми сокольниками в сети, показав им фото, пришли к выводу: Лаки - неудавшаяся жертва браконьеров. Надо сказать, что она - практически полностью белая, таких на Камчатке ловят и везут в ОАЭ. Везут как попало, поэтому довозят единицы, осталь­ные погибают. У Лаки чётко прослеживались последствия неправильного пеленания. Птицу, когда везут, заматывают специаль­ным образом, пеленают, и если неправиль­но это сделать, можно превратить здоровое красивейшее существо в калеку... У Лаки явно долгое время были пережатии какие-то нервы, вследствие чего и отказали ноги.



У Лаки была долгая реабилитация: мази, уколы... Приятного было мало - как соколу, так и владельцу. В итоге, птица встала на ноги, но окончательно так и не восстановилась... Живую добычу удержать не могла. Так что вернуть её в природу не представлялось возможным. Ольге, конечно, хотелось себе оставить такое чудо, тем более, что с птицей она уже сдружилась. Но после Оля здраво подумала и пришла к ряду вы­водов. Во-первых, птица холодолюбивая, дальневосточный летний зной не для неё. Во-вторых, краснокнижная птица без до­кументов - это просто опасно, проблем с законом не хотелось... В итоге договори­лись с Екатеринбургским питомником. Они очень заинтересовались птицей - самка, крупная, перспективная в плане размно­жения. Они там уже давно разводят хищей, выпускают в природу, восстанавливая популяцию. Руководитель питомника Олег Светлицкий оплатил Ольге билеты, догово­рился о провозе птицы - хищницу авиаком­пании изначально ни в какую не разрешали провозить…

Ну а в результате поездки у Ольги появилась новая питомица… Та самая Эра, которую я фотографировала как-то. Сокол-балобан. Она, одно время, пока жила в квартире, любила играть с тапками, прямо как собака. После Оля переселила ее в вольер, с тапками пришлось «попрощаться». Есть у Эры и гастрономические предпочтения - она очень любит костный мозг.

ПАРТНЕРЫ ИЛИ ДРУЗЬЯ?

Соколы своих хозяев отличают, но иначе, чем, например, собаки. Запоминают визуально, но но­вая одежда или там головной убор могут сбить их с толку. Эра знала Ольгин голос, например. «Когда я прихожу и начинаю с ней общаться, го­товя амуницию, она уже издали начинает покрикивать, зовёт…» - говорит она.

Что касается привя­занностей... Если птица выращена чело­веком с птенца, то есть она - импринт, то она - друг, как собака. То же самое может произойти, если птица была покалечена, и человек вытащил её с того света. Хотя, конечно, бывает и иначе, В других случаях ловчая птица - это партнёр. Она привязана к человеку банально потому, что тот её кор­мит. Сокол - птица прагматичная, она не станет делать лишних телодвижений, если есть более лёгкий путь. Если её кормят, «выгуливают», дают всё, что ей нужно, она довольна жизнью.



Но при этом птица, конечно, может улететь от хозяина. Одна из народных му­дростей гласит: печальное правило охоты с хищной птицей - рано или поздно со­кольник остаётся без неё. Птицы отлета­ют - зто случается. Также, как и собаки теряются. Правда, собака так далеко не убежит, как птица может улететь…

Эра отлетала в Ольги трижды. Первый раз нашли её через полчаса - её "поса­дили" на землю вороны, не дали улететь. А вот второй раз она блуждала три дня, улетела очень далеко, нашли буквально чу­дом. "Бродили в окрестностях места, где её видели последний раз больше суток назад, нашли какую-то дорогу, поехали, остано­вились наугад, я вышла, начала свистеть и махать вабилом - и вот моя красавица вылетает из кустов! Проголодалась, сразу на перчатку, как ни в чём не бывало…» - вспоминает о поисках Оля. На третий раз птицу так и не нашли, Оля уверена, что с Эрой все хорошо, так как навыкам охоты и выживания ее питомица была обучена. "Наша задача - чтобы птица могла выжить в природе" - говорит об отлете она.

Сейчас у Ольги тоже балобан, только темной морфы (разновидности), потому и назван был Блеком. Она за ним специально ездила в Липецкий питомник "Галичья гора".



ПТИЦА ДЛЯ ТЕБЯ

Кому подойдет хищная птица в качестве домашнего питомца? Оля считает, что во-первых, человек должен быть целеустремлён­ным и не бояться трудностей. Хищные птицы для многих - это что-то необыч­ное, люди хотят взять её домой, потому что это круто, а не потому, что действительно готовы к этому. Во-вторых, нужно помнить и о финансовой стороне. Аму­ниция - это деньги, Можно, конечно, самому всё сделать, но нужно на что-то ориентироваться, сразу с нуля не получится. Нормальное кормление - тоже деньги. «У меня на еду для Эры уходит немало финансов, так круто даже я не питаюсь!» - смеется Оля. В-третьих, время. Птице нужно уделять много времени, иначе никакого контакта не будет...

Что касается фразы «завести сокола»... Если человек хочет попробовать себя в этом деле, если его очаровали хищные птицы, опытные сокольники советуют нужно сначала попробовать завести мелко­го калеченного сокола. Весной, например, полно слётков, выпавших из гнезда. Нуж­но помнить, что простое изъятие здоровой птицы из природы незаконно, а вот если подранок - другое дело, такое животное в природе уже не выживет. Если у получится, можно уже думать о более серьёзной птице. Взять сразу сапсана, балобана или кречета, не имея никакого позитивного опыта - практически гарантированно убить или покале­чить птицу.



ЭСТЕТИКА СОКОЛИНОЙ ОХОТЫ

Благодаря энтузиастам и фанатикам, соколиная охота в нашей стране поднимает­ся с колен. Несколько лет назад соколиная охота была признана ЮНЕСКО частью не­материального культурного наследия че­ловечества. Сейчас её помаленьку возрождают. Сокольники очень тесно общаются, устраивают слёты, коллективные охоты. В Центральной части с этим проще - там больше единомышленников. У нас в крае Оля так единомышленников и не нашла. Есть сокольники во Владивостоке, Благо­вещенске. Один выход - интернет, там можно и совета спросить у опытных, и амуницию заказать.С зарубежными сокольниками Оля тоже общается - начиная от Казахстана, заканчивая Британией и США. Вообще же, никакие книги и видеофильмы не заменят живого общения, живого наблюдения за работой опытного сокольника с птицей.



хобби, интервью, Комсомольск-на-Амуре, птицы

Previous post Next post
Up