Заметная девальвация белорусского рубля в последние две недели заставила Нацбанк Беларуси умерить свой оптимизм в отношении прогнозного курса нацвалюты на конец 2012 года.
Представители НБ РБ уже больше не повторяют за главой Нацбанка Н.Ермаковой фразу «курс рубля к доллару на конец года не превысит отметку в 8500», предпочитая более осторожно убеждать население в стабильности на внутреннем валютном рынке.
Появившийся вечером минувшего вторника в эфире белорусского ТВ зампред Нацбанка РБ Тарас Надольный искренне заверил, что к концу года курс рубля не достигнет прогнозной отметки в Br9150 за доллар.
"Я полагаю, что в текущем году мы не приблизимся к этой отметке (Br9150), исходя из ситуации, которая сегодня складывается на внутреннем валютном рынке", - осторожно заметил Т. Надольный, отказавшись от более точных прогнозов.
Стоит напомнить, что на протяжении нескольких месяц глава Нацбанка РБ Н.Ермакова оптимистично утверждала, что прогнозный или расчетный курс на конец года в Br9150 за доллар - это для экономики, а реальный курс не превысит отметку в Br8500 за $1.
Но, как дал понять Ю. Надольный, Нацбанку пришлось проявить прогнозную гибкость в связи с ситуацией на мировом рынке.
«Идет усиление недоверия со стороны инвесторов к европейской валюте… это подстегивает к тому, чтобы доллар крепчал… Беларусь как страна с открытой экономикой подвержена… бла-бла-бла…. движению курсов валют на мировом рынке», - назвал представитель НБ РБ одну из причин недавней девальвации белорусского рубля.
Вторая причина, по его словам, носит сезонный и, надо понимать, краткосрочный характер: погашение валютных кредитов предприятиями и подготовка населения к отпускному периоду.
Представитель Нацбанка признал, что в последние дни мая спрос населения на валюту вырос, но заметил, что в настоящее время сальдо на наличном сегменте валютного рынка сложится нулевым (не нашим, не вашим) (в мае чистая продажа валюты населением составила $123,5 млн.).
«Поэтому Нацбанк не видит никаких проблем, связанных с временным изменением курса, более гибкой динамикой», - резюмировал Т. Надольный.
Впрочем, после трехкратной девальвации нацвалюты в 2011 году между Br8500 и Br9150 особой разницы нет, а потому уточненное мнение Нацбанка по поводу курса по-прежнему страдает чрезмерным оптимизмом, принимая во внимание действия властей по кредитной накачке экономики и зарплатному умиротворению населения накануне парламентских выборов.
Подобные «социально-направленные мероприятия», помимо критики со стороны экспертов и кредиторов, усиливают опасения по поводу будущего белорусской стабильности в краткосрочной перспективе (на конец года). Не случайно и, думается, не ради перестраховки коллеги Надольного не исключают, что любой оптимистичный или необдуманный шаг может привести к повторению 2011 года, если не хуже…
Что ожидает нас осенью
Между тем белорусские власти, безболезненно обеспечив в сентябре правильный состав андроидов в парламенте, уже в октябре готовы стать на колени перед МВФ в надежде на возобновление переговоров о новом кредите, обещая придерживаться жесткой макроэкономической политики с медленным снижением процентных ставок, соответствующим замедлению инфляции.
"Мы планируем обсудить дальнейшие совместные действия в данном направлении в октябре этого года", - официально подтвердил позицию властей РБ первый зампред Нацбанка Юрий Алымов в электронном письме агентству Reuters.
"Руководство фонда дало нам четкий сигнал о том, что оно... готово обсуждать возможность новой программы", - написал чиновник центрального банка.
Как известно, в конце апреля белорусская делегация в составе министра Минэкономики Н.Снопкова, министра финансов А.Харковца и главы НБ РБ Н.Ермаковой скаталась в Вашингтон на беседу с руководством МВФ. На предельно понятную просьбу белорусских гостей «Дайте денег», руководство МВФ дало предельно четкий ответ «Готовьте программу, согласовывайте ее с экспертами фонда и, если совет директоров МВФ одобрит ее, получайте кредит».
Одобрение совета директоров означает выполнение политических условий, которые Запад давно поставил перед властями РБ. Наличие политической составляющей в переговорах с фондом неоднократно подтверждала глава НБ РБ Ермакова.
"Нам предстоит еще проделать значительную работу по выработке и согласованию условий заключения кредитной программы с фондом, получению широкой поддержки членов Совета директоров", - пишет Ю. Алымов в своем письме.
Власти Беларуси обещают беречь хрупкую стабильность, достигнутую после кризисного 2011 года, и не накачивать ВВП за счет дешевых эмиссионных кредитов.
"Если запланированные показатели социально-экономического развития по темпам роста экспорта и импорта, притоку прямых иностранных инвестиций будут достигнуты, а кредитование экономики будет осуществляться соразмерно имеющимся у банков реальным источникам, рисков для финансовой стабильности нет", - утверждает Ю. Алымов.
На начало 2012 года государственный внешний долг составлял $11,8 миллиарда и до конца года стране предстоит вернуть $1,6 миллиарда. В 2013-2014 годах Беларуси предстоит пережить пик выплат по внешним долгам. Только МВФ Беларусь должна вернуть 3,5 млрд. долларов. Белорусские власти не скрывают, что хотели бы рефинансировать старый долг МВФ за счет нового займа.
В то же время не меньшую головную боль для властей РБ представляет внешняя корпоративная задолженность, объем которой уже исчисляется десятками миллиардов долларов. Валовой внешний долг Беларуси на 1 января 2012 года составил $34 млрд., большая часть которого приходится на краткосрочные обязательства. И хотя белорусские власти указывают на рост валютной выручки, покрыть свои обязательства только за счет традиционного экспорта, инструменты стимулирования которого уже фактически исчерпаны, технически невозможно.
Не исключено, что тревожные ожидания и неуверенность белорусских властей в завтрашнем дне и заставляет Нацбанк, отвечающий за финансовую стабильность, предпринимать активные пропагандистские атаки в надежде успокоить население: письмо Ю. Алымова агентству Reuters, периодическое присутствие зампреда Т.Надольного на ТВ, интервью зампреда С.Дубкова государственным газетам.
Когда в прессе становится слишком много Нацбанка, как правило, хорошего ждать не приходится.
по материалам
АФН