Года три точно просились эти мысли в пост, время от времени. И коль середина ночи и мне никуда не отвертеться от "пересидеть с чаем приступ кашля", то почему бы не выпустить мысли на бумагу?
Начнем с того, что мое художественное образование ограничилось 2-мя годами вместо 4-х (ускоренный курс) в начальной худ школе моего поселка откуда я родом (а раньше вообще учили 7 лет, да) и было наполнено больше практикой. А если учесть, что во второй год в классе возраст варьировал от 6 лет до моих 16-ти, то шибко и не расскажешь про анатомию, художников, историю и т.п., да и мне тогда это было мало интересно, если честно.
Возможно, кто-то упадет в обморок из моих друзей и близких, кого-то я сильно разочарую (что ж, такова жизнь - цели всем нравиться у меня нет и в помине), но мне и сейчас мало что интересно из этой области в силу трех причин: я практически не запоминаю имена/названия и даты (ну, совсем известные вещи закрепляются как-то) и я над этим не работаю (есть более приоритетные вещи по жизни); второе - огромное количество информации, которую на практике по сути не применяешь, и третье - я люблю больше себя в искусстве, нежели само искусство как таковое, т.е. я обожаю, когда у меня получается новая техника рисования, например, нежели рассматривание полотна со знанием его истории (радость от эрудиции).
Единственное, что меня немного огорчает в данный период жизни, так это невежество: все же основные вещи стоит знать просто ради себя и ради того, чтобы можно было выразить свою мысль и эмоции посредством конкретного примера живописи или найти нужное полотно на просторах интернета запомнив автора в художественном музее (как правило, там не выставляется всякая ерунда).
До совсем недавнего времени я вообще никогда не застревала напротив полотна больше, чем на полминуты примерно и не понимала, о чем можно думать и что можно рассматривать: картина либо нравится, либо нет. Если нравится, то мне хватало максимум минуты, чтобы полюбоваться ею и пережить написанное эмоционально.
Когда мы ходим в картинную галерею, в Кременчуге или Харькове, с родителями Жени или самим Женей, то как правило я всех жду возле выхода даже сейчас, когда мои чувства к живописи претерпели изменения и я стала зависать напротив некоторых полотен и по пять минут, а порой возвращаясь к некоторым шедеврам на второй круг, а если бы еще поговорить со знающим человеком стоя напротив такой картины, то...
Что изменилось.
Во-первых, после 15-летнего перерыва я стала рисовать снова и теперь уже не просто чтоб было (вдруг пригодится в будущем, ведь мне нравится и есть к этому склонность), а для себя: то, что я испытываю при рисовании, что дает мне осознанный выбор акварели и как это отображается в том числе и на физическом здоровье - отдельная тема. Во-вторых, я в чем-то повзрослела и таки накопился жизненный опыт :).
Так вот, я зависаю с одним и тем же вопросом "КАК он (художник) ЭТО сделал???", особенно поражаясь реалистичным полотнам 16-18 веков, когда не было фотоаппаратов и в помине. Вы понимаете? Это сейчас передо мною снимок, зацепивший меня, и я имею возможность на него посмотреть в любой момент без изменения освещенности, положения объекта или субъекта и спокойно его срисовать. А раньше художник "фотографировал" у себя в голове + знание и опыт + скорее всего были свои хитрости, но все же!
Потом я впитываю эмоциональную составляющую полотна "Что чувствовал мастер, что он "видел" в душе этого человека и как, на чем акцент, что его зацепило и почему?" (я понимаю, что бОльшая часть полотен писались на заказ), "Что за человеком был этот персонаж, какова была его жизнь?"(что передает лицо, какие качества характера и обладал ли он на самом деле ими, каково мне кажется было его здоровье судя по цвету лица, изношенности и весу тела, одежда - удобно ли было ее носить, предметы быта, украшения).
Что меня поражает и восхищает до глубины души.
1. Мастерство передачи меха, типа и рисунка ткани, ее складок и игры света на ней. Вы только подумайте: это не просто шелк или бархат, например, а он еще вышит и глаз подсознательно не находит ошибок в преломлении узора на складках! Я могу рассматривать только кружево минут пять только на одном воротничке: где затемнение, наложение слоя на слой, как просвечивается кожа или другая ткань через него, где и как бликует свет на рисунке - восхитительно! Ты четко понимаешь тип ткани, пусть даже не зная ее названия. А атлас с вышивкой или без и такой разный: вот тут точно художник передал отражение цвета от другой ткани или предмета, находящегося рядом - волшебно! Какого цвета тень образует та или иная ткань, как на это влияет ее прозрачность? - куча-куча вопросов и так интересно это все рассматривать! А вот тут шапка охотника: как однозначно художник передал из какого зверька она сделана, преломление ворса в зависимости от освещенности! Стою буквой "зю" порой и представляю последовательность написания картины, слои, направление и тип мазков - интересно, в чем угадываю? И заодно учусь раскладывать по частям шедевр, анализировать что дает тот или иной эффект. Это действительно увлекательно и порой вспоминается когда сама уже что-то рисуешь!
2. Глаза. Как передать ими эмоцию, настроение, мысль. Как сделать их здоровыми, молодыми или наоборот и т.д. Иногда всматриваешься во взгляд и аж вздрогнешь порой от его живости.
3. Кожа и волосы. Далеко не все художники утруждались передачей детализации и реалистичности в этой области, но есть такие портреты, что просто обалдеваешь (простите за мой французкий)! Особенно поражают портреты мужчин в возрасте или потрепанных: тут тебе не только морщины, но и ее тип, видишь поры, щетину или где обычно растет борода и понимаешь толщину кожи, - она реальная, со всеми своими недостатками. А волосы? При случае приглядитесь: тут тебе и густота, мягкость или жесткость, проступающая седина или игра света в прядях.
4. Украшения. Помнится, как я впервые застряла возле портрета девушки с жемчугом в Харьковском художественном музее три года назад примерно. Меня поразило постепенное и такое правильное изменение бликов, тени и отражения на бусинах вокруг шеи в зависимости не только от освещенности, но и близости распущенных волос, а так же влияния платья. Как пишется золото? Как преломляется свет в камнях в зависимости от того, где он расположен и что под и рядом с ним? И как же я радуюсь, когда понимаю, что мастер буквально двумя-тремя мазками это передает. Как говорится, "ударить молотком - 1 доллар, знать куда ударить - 100 долларов".
5. Руки. В какой-то книге прочла когда-то, мол, что если ты умеешь рисовать руки, то ты сможешь нарисовать и все остальное в человеке. Порой руки говорят больше, чем глаза. Я люблю их рассматривать и так же анализировать и раскладывать.
Мне так хотелось найти хоть парочку портретов в интернете, которые меня поразили в музеях Харькова и Львова, но художников я не запомнила (чего-то не догадалась записать в телефон)...
Нашла один, который увидела в нашем музее. Все, больше не буду искать - голова кругом. Проще в музей сходить и выписать то, что поразило :).