Не заплакать, фотографируя погрузку тел убитых детей в грузовики.
Не засмеяться, когда высокопоставленное лицо случайно перепутает слова и скажет глупость, и не опубликовать ее, чтобы не спекулировать на неосознанной ошибке.
При написании статьи об оргии подростков-наркоманов не упомянуть в материале имени самой молоденькой девушки, чтобы «не портить ребенку жизнь».
Вернуть чек на 1000 долларов, который отец этой девочки пришлет в благодарность.
Под угрозой увольнения пойти против компании, финансирующей ваше издание и желающей, чтобы вы указали в материале двусмысленные факты, выгодные работодателю.
Вы бы так смогли? Разумеется, нет! Так могут только герои романа Артура Хейли «Вечерние новости». Потому что герои романа Артура Хейли - настоящие журналисты. А вы - нет. Впрочем, я тоже.
Если у вас в трудовой книжке стоит запись «журналист», вам по силам только первый пункт - не заплакать. Потому что душа черствеет очень быстро, и тут уж ничего сложного - подумаешь, дети, подумаешь, шахтеры, подумаешь, взрыв. Все остальное - немыслимо, неосуществимо. Это сенсация, это эксклюзив, это способ заработать, это халява, наконец! Это нужно использовать, потому что ради этого и идут в журналистику, не так ли? Коллега ездит на Мерседесе и живет за городом только потому, что вовремя продался партии А, когда работал в штабе партии Б, тайно пописывая статейки для партии В и планировал при этом задорого слить инсайдерскую информацию в партию Г. И я так хочу.
Мы все так хотим.
В жизни все именно так, но в книге Хейли - к счастью, нет. Именно поэтому интереснейший сюжет этого романа (поиски семьи, взятой в заложники террористами) и описание профессиональных тонкостей здесь уходят на второй план. Главный герой «Вечерних новостей» - это образ того, что в современной профессии называют «журналистской этикой». Только если у нынешних журналистов это понятие - всего лишь термин, которым они оперируют, когда им выгодно, то у журналистов из «Вечерних новостей» - это правило жизни. И сам этот роман - спецкурс для начинающих корреспондентов. Что-то вроде тренинга - «Что делать, чтобы быть журналистом и оставаться человеком». Или, к примеру: «Честная журналистика возможна: спроси меня, как?».
Так что, если на свете и существует идеальный учебник журналистики, то это Роман Артура Хейли «Вечерние новости». Именно его нужно семестрами преподавать в институтах журналистики, разбирать по косточкам, местами заучивать наизусть… По нему должны каждый раз сдавать экзамен журналисты, отработавшие срок, достаточный для зачерствения души. Именно его прочтение и осознание должно быть окончательным пропуском в профессию. Потому что честность перед собой и другими, порядочность, уважение к людям, ответственность - это все не наивные фразочки, доступные безнадежным романтикам. Это характеристики настоящих профессиональных журналистов, которые, правда, совершенно не в тренде. Именно поэтому у нас такие журналисты, кажется, имеются только в книгах.