Можно и нельзя в рекламе финансовых услуг

Apr 26, 2015 18:44

Вы когда-нибудь наблюдали за процессом разработки нового плана продвижения компании? В такие моменты офис часто стоит "на ушах". Соберите вместе креативных сотрудников - и вы на практике увидите, как выглядит стратегическое веселье.
Девушка, отвечающая за рекламу и PR в нашем филиале, иногда может прислать мне на почту рекламный макет в час ночи... Ну нарисовалось ей! В час ночи, а что? Люд творческий надобно беречь. Поэтому и проснувшись от звука уведомления, спешу ответить всё, что думаю. Хорошее, конечно.

И всё же реклама финансовых услуг - дело хлопотное. Антимонопольная служба всегда на страже порядка. Поэтому тем, кто работает в данной (впрочем, и в других тоже) сфере, надобно помнить: закон нарушать нельзя!

Помните: "В настоящее время в Госдуму внесен и уже принят в первом чтении законопроект об увеличении штрафов за нарушения в сфере нарушений рекламы финансовых услуг до 1 миллиона рублей". И это уже не шутки.
Итак, что такое хорошо и что такое плохо в сфере финансовых услуг? Не с точки зрения маркетинга, а исключительно с позиции юридической.

Все должно быть чинно-благородно




Все требования к рекламе финансовых услуг делятся на две группы: общие требования закона и специальные.
Общие предъявляются абсолютно ко всем рекламным объявлениям и материалам вне зависимости от вида услуг. (Достоверность, добросовестность, отсутствие противоречий нормам морали и этики, иных призывов к нарушению закона).
В пример на форуме приводилось одно из дел, когда реклама была снята с эфира телеканалов. В рекламе минеральной воды, человек в метрополитене бежал по эскалатору, рекламу не пропустили, так как правилами пользования московским метрополитеном, запрещено бегать по эскалатору. То есть реклама призывает, по сути, к противоправным действиям. Так посчитали юристы телеканала.

Ещё один "классический" пример - полуобнаженные девушки в рекламе микрозаймов. "Если публикуете двусмысленные намеки в стиле "Фрейд озадачен", готовьтесь к тому, что это может быть расценено, как нарушение закона о рекламе", - прокомментировал тему Алексей Чирков, советник по правовым вопросам Российского микрофинансового центра, член Правового комитета СРО НП "МиР в ходе форума "маркетинг финансовых услуг".

Надо также помнить о Статьях 5 и 7 по запрету использования детей в рекламных объявлениях и когда в рекламе идёт позиционирование неравенства. Бранные слова тоже исключены.

Мой любимый цвет, мой любимый размер!




Что касается достоверности и читаемости рекламы - это отдельная история. Это всегда оценивается в совокупности. И как это будет оценено - лотерея, когда МФО и банку может повезти, а может и не повезти. Если посмотреть судебную практику - в отдельных управлениях федеральных антимонопольной службы и различных судах одни и те же рекламные макеты признавались либо соответствующим, либо не соответствующим закону о рекламе.

Стоит учитывать цвет рекламного текста. Серый или жёлтый цвет на белом фоне, как часто складывается практика, признаются нечитаемыми. Все заканчивается с привлечением к ответственности МФО или банка. Ведь, если информация практически не может быть прочитана, то считается, что её нет. Классика жанра "чёрным по белому" никаких вопросов у ФАС не вызовет.

Второй момент - размер шрифта. Если это рекламный буклет, то там можно спорить и доказывать, что читаемо, а что нет. Если рекламные плакаты - риски возникают многократно. В пример на форуме приводился рекламный щит на МКАДе. Если ехать на машине 80 км. в час, то реклама не читается (то, что написано мелкими буквами). МФО доказывает, что если остановиться, то все можно прочесть. ФАС посчитал, что никто не останавливается и не читает рекламу на МКАДе. И с этим трудно не согласиться. В первой инстанции компания была привлечена к ответственности. Спор пока продолжается.

Достоверность тоже не пустой звук и шутки на тему: "Одобряется 11 заявок из 10", могут закончиться штрафом, ведь реклама явно не достоверна, если хотя бы одна заявка будет отклонена. Идет введение в заблуждение, косвенно указывается на предоставление 100% займа. В заключение можно отметить, что эксперты советуют не использовать шрифт менее 10 пунктов. И если не уверены, что информация будет читаема, то лучше отказаться от конкретных цифровых условий. Не писать: "Кредит под 28%", а использовать более общие выражение, например, "удобно", "быстро", "выгодно", заменив указание конкретных цифр перечислением выгод и преимуществ для клиентов.

Цифры в рекламе МФО и банков, как повод к штрафам




Вообще,указание цифр в рекламе ко многому обязывает. Ели у МФО или банка есть хоть одно условие, которое влияет на размер полной стоимости кредита, то должны быть указаны все остальные существенные условия кредита (займа). Если это не продукт МФО, а банковский, то количество таких условий может быть велико. А чтобы все это было читаемо, то придется занять 1/3 всей рекламной площади. Лучше использовать фразы, не содержащие процентов и сумм. Это уже имеет отношение к специальным требованиям, оговоренным в законе о рекламе. Распространенная ошибка в рекламе МФО - указано название организации, но не указана организационно-правовая форма (если пишете "Ромашка", то штраф 100 тысяч. Если пишете ООО "Ромашка", то реклама соответствует требованиям закона о рекламе).

Кто на свете всех милее?
Рекламные объявления со словом "лучший" требуют доказательств. Элементы неуверенность (пожалуй, лучший) приемлемы и не повлекут штрафа. Здесь нет однозначного превосходства одной услуги над другими. Если говорится "№1" или "лучший продукт", "самый популярный" и так далее, то нужно указать, на основании какого исследования и в какой период данный продукт был признан лучшим, самым и №1.

Что касается использования музыки и образов из мультиков и кинофильмов. Помнить нужно про авторские права. Это может стоить дорого, если права используются без разрешения правообладателей.

Источник

реклама и PR

Previous post Next post
Up