Один из моментов, который многим настолько нравится в Канаде, что они решаются бросить многое и переехать сюда - это доброжелательность и позитивный настрой. И вот мне всегда было интересно, откуда же берется этот позитив и умение ладить с людьми, и почему, например, в Канаде это больше развито, чем в России. И сейчас, когда я начала работать в школе и вижу, как в детках эта доброжелательность воспитывается, мне многое становится понятно.
Оказывается, как и любой другой навык, это просто воспитывается с детства, как умение читать и писать, что-то, что вовсе не заложено природой, но, может быть, кому-то будет понять легче, а кому-то сложнее.
Начинается это воспитание с самого раннего детства, с Junior kindergarten. Этому направлению в образовании, Social and Emotional Learning, сейчас уделяется большое внимание и, если ребенок не развит социально и эмоционально, то это большая проблема.
Приведу несколько примеров, как учат быть доброжелательным и эмоционально развитым у нас в школе.
Во-первых, вот такой постер можно увидеть в каждом классе. Детям он хорошо знаком, и каждый раз, когда возникают проблемы, учитель снова обращает внимание детей на то, что тут написано. То есть, если кто-то тебя достает и доставляет какой-либо эмоциональный дискомфорт, надо попробовать два способа из предложенных: поиграть во что-то другое, поделиться и делать что-то по очереди, обговорить проблему, отойти или игнорировать того, кто тебя раздражает, обговорить свое недовольство и попытаться договориться, подождать и остыть, извиниться, если ты виноват. То есть, как видите, двинуть, чтобы отстал или "дать сдачи" не предлагается и не считается хорошим вариантом решения проблемы.
Все это относится только к "небольшой" проблеме. Если же проблема большая или такой кажется, то надо обратиться ко взрослому, которому доверяешь. По-моему, это хорошая схема, и должна сказать, что она действует.
Еще одна концепция, которая используется в нашей школе - это "наполнение ведерка". Знаю, звучит странно, но дети привыкли к этой формулировке и понимают ее. Поначалу мне было не понятно, откуда это "ведерко" вообще взялось. Оказалось, что есть такая книжка, с которой детей знакомят еще в киндергатене и напоминают о ней в последующих классах.
Это история о том, как дедушка рассказал мальчику о том, что у каждого из нас есть такое эмоциональное "ведерко", которое может наполнить, а можно опустошить. И если мы наполняем эти ведерки тем, кто рядом с нами, они чувствуют себя лучше. И мы сами тоже почему-то чувствуем себя от этого лучше.
Вот тут вся сказка начитана целеком и с картинками, если интересно.
Click to view
И в классах висят вот такие подсказочки, как можно ведерки наполнять: поделиться, послушать, быть добрым, делать что-то по очереди, улыбаться, помогать, быть вежливым, делать комплименты, играть вместе с кем-то.
По-началу, многие из этих вещей могут показаться странными, но ничего не происходит просто так, милые и вежливые люди воспитываются их обычных и очень разных детей. Мне очень нравится такой подход. Может быть и в России уже есть что-то подобное. Если это так - расскажите! Я бы с удовольствием взяла на вооружение с моими русскими учениками.