Книга интересная и, как оказалось, увлекательная. Меня она увлекла только на половине, уж не знаю, почему. То ли привыкла к героям и начала волновать их судьба, то ли как-то по-другому пошли развиваться события. А может потому, что умерла главная героиня, и дальше действие происходило без неё.
Книга о графе Шереметеве, его крепостной актрисе Жемчуговой и их отношениях. И ещё о подруге Жемчуговой, тоже крепостной актрисе, но о которой, в отличие от первой, мало кто знает - Татьяне Шлыковой.
Я, конечно же, слышала про Жемчугову, но не более того. Узнать эту историю было интересно. У книги идея - рассказать о безвестных, но талантливых и несчастных крепостных. В общем, автор обличает крепостное право.
Сначала меня ужасно раздражало, что на каждой странице обязательно есть посыл (прямо или косвенно): ах, он такой замечательный, но крепостной! Или: конечно, он же крепостной, его продали. Или: граф даже не обратил внимание на страдания человека, конечно, ведь он же крепостной! Но потом, наконец, меня проняло. И я поняла то, что автор пытался донести до читателя на протяжении всей книги: быть крепостным - действительно ужасно. Не знаю про простых слуг и крестьян, и про них поэтому не буду говорить. А вот для таких, как те люди, которые описываются в книге - музыканты, артисты, певцы - это было ужасно. Потому что их, взятых из деревни, воспитали, обучили, развили их таланты, дали понять и почувствовать, какая бывает жизнь, и... и всё. Как был человек рабом, так и остался. И это было очень мучительно для таких людей. Они рвались дальше, они жаждали расти и развиваться дальше, расширять свои горизонты, они узнавали новое и стремились что-то поменять в своей жизни, начать новый виток, выйти на новый уровень, но ничего этого сделать они не могли. И от этого страдали. Хорошо описано, как человек, поглощённый своей деятельностью, забывается, увлекается ей, рвётся что-то предпринять или изменить к лучшему, куда-то продвинуться, и тут - как ледяной водой окатили. Ты - крепостной, принадлежишь мне и никуда отсюда не денешься. Вот так... Осознавать масштабы, конечно, жутковато... Сколько людей так жили.
А что касается главной героини... несмотря на моё сочувствие крепостным, коей и она была, всё-таки я не поняла её вечных страданий. Раздражало, что все вокруг носятся вокруг неё, а она такой вечно страдающий и добрый, святой ангел во плоти. Вероятно, так и было. Но, повторюсь, я так не смогла этого понять. Видимо, поэтому после её смерти читать стало интересней.
Писала это через долгое время после прочтения книги и, конечно, эмоции уже забылись, как и сами подробности романа. Но цель свою эта книга определённо достигла.