Заметили, как охотно люди шутят насчет конца света? Фраза типа «в понедельник мы с вами встречаемся и договариваемся окончательно…Если, конечно, еще будет смысл…» встречается одобрительным смехом. Сопровождаться такой намек должен обязательно тонкой улыбкой. Эта улыбка адресуется собеседнику безо всякого разъяснения с уверенностью, что тебя поймут. Это уверенность в непременном, абсолютном понимании характерна людей, находящихся в едином культурном поле и общающихся кодами. Это признак культурного родства, некоего родового единства.
Культурные коды, содержащиеся в таких намеках, отражают причастность людей к определенному сообществу, вовлеченность их в определенные отношения. Шутка про конец света, намек, фраза, не произнесенная до конца - знак вовлеченности в информационное сообщества, для которого конец света - одно из самых обсуждаемых событий. Улыбка, шутка - это тоже код, конкретизирующий отношение к этому «событию», типичное для «продвинутых» Интернет-сидельцев. Вообще, «фейсбучные» и «вконтактные» шуточки претендуют культурную интеграцию сообществ, аналогичных тем, которые в свое время с упоением цитировали «12 стульев». «Золотого теленка» или романы Стругацких. Можно сказать, конечно, что эти претензии необоснованны, потому что любителей произведений соавторов-юмористов и братьев-фантастов объединяла не только любовь к шуткам, но идеи, содержащиеся в произведениях. Не знаю, «культурная кодировка» использовала как раз шутки, словечки, тон. И они сохранили свою функцию социального маркера даже сегодня, а вот идеи, как сегодня выясняются, очень по-разному восприняли и интерпретировали не только читатели, но и сами авторы знаменитых произведений. Скорее сетевые приколы уступают неофициальным (анти-официальным) хитам советской литературы в объединительном потенциале потому, что уж очень доступны. Доступные всем, они не требуют «обряда посвящения»: не нужно искать и доставать книжку, брать на денек или менять на безумные килограммы макулатуры. Не нужно ни читать, ни понимать, не нужно любить. Достаточно просто посмеяться вовремя.
Будучи используемыми всем (единственный отборочный критерий - любовь к социальным сетям) Интернет-приколы привлекают слишком разношерстную публику и не требуют никакой «инициации». Потому и никакого устойчивого сообщества вокруг них сложиться не может, да и как социальный маркер они работают слабо. Не слишком информативные, очень неточные, они показывают, по сути, только то, что человек «бывает в сети». Ну, может быть, еще чувство юмора. А вот само пристрастие к фразочкам, «которые все знают», по-моему, понятный социальный симптом. Общество устало от раздробленности, от культурной обособленности и отчужденности. Чувство аффиляции требует удовлетворения, вот что.
Однако примитивный манок индивидуального успеха, подкинутый в 90-е, в одно касание разбил сообщества любителей «Теленка», поклонников братьев Стругацких и даже обожателей «Мастера». Что характерно: коды-то осталось, вроде как опознавательный знак, но о каком единстве может идти речь? А был ли мальчик, то есть, то самое единство? Была культурная форма его обозначения, вот и все. Подлинное единство строится на общих интересах, пресловутые «культурные коды» заменяют его, когда интересы не осознаются или понимаются превратно. Вроде «избавиться от проклятого совка», послать к черту «Софью Власьевну», «построить нормальный капитализм", "жить как цивилизованные страны", "запустить механизм конкуренции" и т.п.
Так что если хотите найти в сетях прообразы настоящих сообществ, тенденции к подлинному объединению, считайте, сколько лайков и перепостов собирают сообщения о забастовках, о выступлениях против развала образования и медицины, пикетах, протестах в регионах и т.п., а не шуточки и, уж тем более, котики-песики.