Сейчас в дискуссиях по образованию все больше обсуждаются вузы, их количество, качество и судьба. А ведь школьное образование волнует людей не меньше, если не больше. Нет, точно, намного больше. На мой
вопрос об альтернативной школе люди откликаются очень активно. Школа, учителя, особенно первый, очень много значат в жизни ребенка, сколько бы не делалось для него в семье.
Недавно услышала очень интересные рассуждения о перспективах авторских, альтернативных школ, о необходимости и возможностях индивидуального подхода к ученикам. Во многом интерес к таким школам обусловлен недовольством многих родителей тем, как ребенок себя чувствует, как развивается, тем, как к нему относятся и тем, с какими знаниями дети из школы выходят. Это не просто недовольство, а самое настоящее беспокойство, порой переходящее в страх.
Второе соображение, заставляющее задуматься о необходимости альтернативной школы - наличие детей с особыми интеллектуальными, эмоциональными и физическими характеристиками, в том числе и одаренных, и психологически особенных детей. В школах для таких детей по определению должны применяются особые методики и педагогические технологии, учителям тоже необходим соответствующий опыт. Тут, по-моему, не поспоришь.
Есть, конечно и рассуждения, главное в которых: должны быть элитарные школы и школы "для всех". Под элитарными имеется в виду, по сути дела, не особая одаренность учеников, а платежеспособность их родителей. Ну, может чуть помягче выражаются такие пожелания, корректней, без упоминания денег.
Я считаю, что творчество в педагогике и педагогической деятельности необходимо. Часто "по умолчанию" считается, что профессор университета должен быть более квалифицированным, чем школьный учитель и, уж тем более, чем воспитатель в детском саду. А это совсем не очевидный факт. Просто очень часто мы объем знания и глубину изучения проблемы считаем достаточным условием для того, чтобы человек был способен научить тому, что знает сам. Возникает примитивная линейка: больше знает - лучше учит. Но обучение - это не изложение материала! Это и способы его подачи, и методы создания мотивации у тех, кто учится, и способность вызвать и сохранить интерес к предмету. Совокупность таких методик, ии средств, при помощи которых они реализуются, можно называть педагогическими технологиями. Вот эффективностью и разноообразием таких технологий, адаптацией их к индивидуальности учеников и отличаются авторские школы. Но! А могут ли такие школы стать полноценной альтернативой и - в перспективе - заменой массовой школы? Почему бы нет?
Но ведь авторская школа связана с определенным педагогическим талантом, воплощенным в личности, с определенным коллективом. Потом, разнообразие методик - это хорошо, но массовая школа выполняет очень важную роль: подготовку людей к жизни в обществу, к дальнейшей специализации в сложном и технологически разнообразном производстве. Очень важны для современного человека коммуникативные навыки, умение жить в коллективе, умение находить верные решения ситуации постоянных перемен. Мы же живем в эпоху непрерывных изменений, которые интенсифицировались настолько, что на протяжении жизни одного поколения сменяются несколько эпох. Ученые считают, что во второй половине нашего века человеку придется 5-7 раз за жизнь менять профессию. Вот и получается, что массовая школа с единой концепцией воспитания и обучения: а) необходима, б) должна быть качественной.
Так как же быть с авторской школой? А она тоже необходима. И? прежде всего, для того, чтобы стать лабораторий педагогических технологий, "кузницей" и базой стажировки педагогических кадров, ареной самореализации выдающихся педагогических талантов. Авторская, творческая школа должна стать государственной программой, но не костылем для хиреющей массовой школы, не замена ее. Альтернативные школы должны помогать среднему образованию превратиться в элитарное - но для всех.
.