Многозначительность пустоты

Oct 08, 2012 21:33




Леонид Радзиховский написал горький пост про пустоту либеральной оппозиции. Точнее, он ее либеральной не называл, просто поименовал оппозицией вообще, а потом долго доказывал, что ее нет. Точнее, есть, но это не оппозиция. Точнее, оппозиция, но пустая.



Я никакой симпатии к либералам и примкнувшим к ним некоторым левым не испытываю, полностью поддерживаю бойкот выборов в КС со стороны левых. Но мне с Леонидом Радзиховским сложно солидаризироваться. Вроде он верно говорит о том, что либералы почти никого не представляют, не пользуются популярностью, не являются лидерами сколько-нибудь значительной социальной группы или групп. Но как он этот свой тезис аргументирует? Тем, что оппозиционеры не привлекательны! Нет у них харизмы, не несут они света народу, не могут возбудить веру, ухватить свой "миг любви". Очень смутное у публициста представление о социальных процессах. Немножко похоже на "круговорот элит", но и у Вильфредо Парето в его довольно схематичной конструкции хоть какой-то смысл есть. Этот самый круговорот у Парето связан с чередованием периодов  относительного благополучия и упадка. Каждый период ставит свои задачи, для решения которых нужны разные элиты. У Радзиховского же популярность лидера так же непредсказуема, необъяснима и недолговечна, как первая любовь. Витиевато, мистически-изящно, но не слишком внятно пишет публицист про механизмы народного доверия:


«Что значит «поверить»? Это некоторое плохо разлагаемое на составные части, но очень ясное ощущение. ………Откуда эта вера берется? От отчаяния, от ненависти к существующему порядку вещей, от харизмы этих людей, от каких-то их поступков или хоть мифа об этих поступках... Да мало ли от чего! Вернее всего - просто от далее необъяснимого духа времени, который сам «заряжает воду» и превращает в глазах миллионов, обычного, очевидного сумасшедшего - в мага и волшебника. А потом это время проходит……Вера в политика - всегда самообман. Всегда на миг - который и зовется «революция». Потом могут сколько угодно разуверяться - дело-то уже сделано. Такой верой-самообманом движутся толпы-народы-История».

Тут ломаешь голову, пытаясь понять закономерности происходящих в обществе процессов, а все просто, как апельсин: История движется импульсами самообмана, порожденного «необъяснимым духом времени». Вот так. Ни тебе классов, ни мине интересов. Массовый самообман-любовь, необъяснимый дух времени (а чего его объяснять, он же дух), а там и миг, «который зовется революцией». Сложнейшие решения, противостояния классов и групп, долгие годы борьбы, кровь и страдания, победы и свершения, поражения и провалы. Преобразования, активность огромных масс людей, общественные изменения - все это лишь миг, проделки необъяснимого духа времени, у которого нет даже логики гегелевского Мирового духа. Ничего у него нет, кроме необъяснимости.
Но у либеральной оппозиции есть две проблемы, и это не духи и не отсутствие привлекательности и харизмы. Это память и интересы. Точнее - и память, и интересы есть у людей, у тех социальных слоев, к которым взывают либералы. У тех, кого Дмитрий Быков призывал выйти на улицы, называя обывателем. И эта память становится проблемой либеральной оппозиции, потому что в ней Борис Немцов тесно связан с вакханалией девяностых, а Ксения Собчак при всем ее нынешнем интеллектуально-протестном облике  немного еще напоминает «блондинку в шоколаде». Самую малость, но все же. Многое забылось, а осадок остался, элитарность Ксении Анатольевны врезалась в сознание масс, да так там и застряла. Никакими митингами и речами не вытравишь. Да, за Сергеем Удальцовым ничего такого вроде нет, но он рядом с ними, и его с ними отождествляют. Память, это вам не миг «любви». Это социальный опыт, его не обманешь.


Да и интересы людей - тоже проблема. Ну, непонятны эти интересы либералам и тем, кто сейчас объективно с ними в оппозиции. Это непонимание их даже мучает. И они, подчиняясь неясным импульсам (духу времени, не иначе), все вводят и вводят «социальные требования». Да только они понимают эти требования как необходимые декорации для привлечения электората. А это насущные интересы, и их реализация необходима не для того, чтобы вознаградить верных, утешить обиженных, поддержать несчастных. Эти интересы суть потребность общества в развитии, и объективно это интересы тех, кто это развитие по мере сил своих обеспечивает своим трудом. И справляется с этим все хуже, поскольку условия не дают делать это эффективно.  


Ну, не понятно лидерам Болотной, что образование - это не услуги. Которые должны быть качественными и доступными, а важнейший институт формирования общества, механизм создания и реализации творческого потенциала страны. И медицина - не услуги опять же, а база для поддержания и формирования здоровья. И социальная защита - не подачки, которые нужно раздать «адресно». Не понимают они этого, от того и «социальные требования» звучат у них как «а потом получишь мороженое» в устах родителей, ведущих ребенка на какую-нибудь неприятную процедуру к врачу.
Не понимают оппозиционеры ни сущности, ни насущности этих интересов. От того и не могу их выразить, от того и нет им «мига любви». Да и чего посерьезней нет - поддержки масс. Я имею в виду ту оппозицию, о которой так горько и красиво пишет публицист Леонид Радзиховский. Пишет о том, о чем шепнул ему необъяснимый дух времени. О забастовках, социальных движениях, о левых идеях и борьбе за социальные права дух промолчал. Забыл?


либералы, Радзиховский, оппозиция

Previous post Next post
Up