Я уже писала в
ФБ вчера по поводу проблем детей мигрантов в школах. Во вчерашней новости меня поразил тон и то, что в Санкт-Петербурге отреагировали на проблему "страусовым" способом, то есть пообещали сократить приток мигрантов. Большие надежды возлагаются на тесты по русскому языку. К слову, такой тест нужно составлять осторожно: как развивается наше школьное образование, так скоро наши "исконно российские" школьники смогут этот тест пройти, если слишком усложнять. Я не устаю повторять своим студентом, что русским языком они владеют как иностранным, объясняются нормально, но чувствуется, что он им не родной. Максимум - двоюродный.
И вот опять
новость о мигрантах. Опять некоторое напряжение в сообщении: через 10 лет каждый третий ребенок в российских школах будет из семьи мигрантов. И сетования на то, что таких детей все больше, и они все хуже владеют русским языком. Новость подана как пугающая или, по крайней мере, тревожная. Обозначена проблема. Именно проблема, возможная угроза, а не новый факт жизни, который можно и нужно включать в социальную и культурную политику, даже не как вызов, сигнал о необходимости новых решений в организации этой самой социальной, в том числе и миграционной политики. Не в координатах "пускать - не пускать", а рамках концепции интеграции и адаптации мигрантов. Комментарии новости соответствующие, люди явно среагировали на тревожный тон сообщения. Хотя есть и спокойные, в которых утверждаются необхоимость вовлечения мигрантов в культурную среду, интеграции, превращения в россиян. Но все же мотив "понаехали" звучит в комментариях явно и неприкрыто. Почему, де, они свои школы не открывают, мигрантов все больше и больше, это пугает и т.п. Этот мотив необходимо сменить в СМИ, преодолевать такие настроения в обществе. И не словами, не призывами к толерантности, а сильной социальной политикой и по отношению к мигрантам, и по отношению ко всем россиянам.