В стране уже несколько месяцев проходят антиювенальные митинги, которые инициированы родительской общественностью, движением "Суть времени", патриотической коалицией. Во всех регионах идет сбор подписей.
Те, кто не верит в действенность общественных инициатив, вспоминают, как развалили СССР, несмотря на референдум и несмотря на 89% голосов, отданных за сохранение Союза. Те, кто верит, что мы можем реально повлиять на ход событий, идет на улицы с подписными листами.
Очевидно, что время изменились. Вернее, изменилось не только время. а изменились и мы, общество. Мы начинаем по-немногу разбираться, что к чему, кто куда и кто с кем. Мы начинаем понимать и свои возможности как гражданского общества.
Безусловно, мощным фактором, красной тряпкой, для того, чтобы захотеть что-то понять и что-то изменить. уже многие годы служит деятельность активных либералов. Их деятельность не скрывается (разве есть нужда?) и даже, наоборот, в течение многих лет кладется в основу многих и экономических, и неэкономических процессов, протекающих в нашей жизни независимо от нашего желания.
Если взять Высшую школу экономики, которая скоро будет победно праздновать 20-летие и с плодами деятельности которой сталкивается каждая российская семья, например, отправляя ребенка утром в школу, потому что реформа образования -
проект ВШЭ с 90-ых годов, то это открытые либералы.
Менее открытых проводников либеральных идей хватает и в Думе, и в Совете Федераций, не говоря о представителях правящих элит. Но и о них, об их разрушительной для страны деятельности по-немногу становится известно. Как и предвещали некоторые мудрые аналитики, с распространением Интернета беспрепятственно текущая информационная волна постепенно изменит общество.
Как известно, в конце сентября будут проходить обсуждения законопроектов, которые многие считают ювенальными, нарушающими и разрушающими самые устои нашего общества.
Воспользуемся же Интернетом и узнаем, кто что думает в ГД и в Совете Федераций по поводу этих законопроектов и ювенальной системы в целом.
Хусейн Чеченов:
Экс-глава Комитета СФ по образованию и науке (Кабардино-Балкарская республика)
07.09.2012 17:41
Я выступаю категорически против введения в России института ювенальной юстиции.
Если сегодня кто-то в угоду Западу озабочен переносом всех их так называемых ценностей к нам, пусть лучше вначале решит проблемы 700 тыс беспризорных детей и 5 млн социальных детей-сирот, которых растлевают, насилуют и просто убивают.
Слава Богу, мы не Запад, семья в России еще не выхолощена! Так не надо таким казенным подходом ударять по своим же семьям, делая всех несчастными! Не надо влезать в семью нажатием кнопок в Госдуме! Лучше помогите семьям, которые еле сводят концы с концами: многодетным и неполным тоже, где детей воспитывает бабушка, дедушка или даже только старшая сестра.
Пусть у них в доме какой-то туалет не такой, пусть не было ремонта, пусть не так убрано, но они же - родные, родственные души, они дороги друг другу. Зачем же лишать их друг друга?! Тем более, эти дети и так травмированы, поскольку остались без родителей, которые или погибли, или были лишены родительских прав. Разве человечно забирать их у единственного родного человека?
Считаю, что референдум на тему ювенальной юстиции провести не только можно, но и нужно. Пусть поборники западной морали услышат, возможно даже в непечатных фразах, что народ об этом думает.
Олег Пантелеев:
1-й зампред Комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности (Курганская обл), член "ЕР"
07.09.2012 17:40
Не думаю, что у нас институт ювенальной юстиции станет каким-то репрессивным органом. В законе все будет четко и грамотно прописано. Принимать решение будут не какие-то органы опеки, а исключительно суд. Так что можно не бояться, что детей из семьи заберут из-за какого-то пустяка.
У нас, к сожалению, масса асоциальных семей с такими родителями, которым даже коз пасти нельзя доверить, не то что детей воспитывать. Об этом я знаю не понаслышке. Мой отец был директором детского дома, а поскольку наша квартира находилась прямо на его территории, то я все время с этими детьми общался. Так вот, ни один из них не переживал, что его сюда забрали. Многие такие кошмары о своих семьях рассказывали, что по мне мурашки бегали. Я до сих пор помню: убийства, отрубленные головы, насилие, пьянство. Причем пьянство из всего этого казалось самым безобидным.
Но обсуждать такой законопроект, конечно, надо. Необходимо устроить всенародное обсуждение с привлечением родителей, общественных организаций, религиозных деятелей, юристов - в общем, всех заинтересованных лиц. Законодателям требуется не отрицание, а предложения, которые как раз и рождаются во время обсуждений.
Елена Афанасьева:
Зампред комитета ГД по труду, соц. политике и делам ветеранов. Фракция «ЛДПР»
07.09.2012 17:38
Решение любых вопросов, которые ведут к кардинальному изменению жизненных устоев общества, должно проходить через общенародный референдум. Поэтому было бы желательно, чтобы через всенародное голосование прошел и пакет законопроектов о ювенальной юстиции, поскольку касаются они непосредственно каждого гражданина РФ.
Кто может быть заинтересован в распространении у нас ювенальной юстиции? Прежде всего это, безусловно, судебные органы и социальные структуры, работающие с детьми - интернаты, детдома, приюты. Внедрение в стране ювенального права обеспечит их постоянной гарантированной работой, дополнительным госфинансированием и т.д.
Никто не спорит с тем, что проблема жестокого обращения с детьми стоит сегодня очень остро. По статистике, у нас более двух тысяч детей ежегодно погибает от рук собственных родителей. Естественно, в этой ситуации государство вынуждено принимать какие-то меры, в том числе и прибегая к возможностям ювенальной юстиции. Но, к сожалению, бездумность и недобросовестность многих наших чиновников не позволяет надеяться, что реализация ювенального права будет проходить у нас без злоупотреблений и перегибов. Особенно, когда государство не в состоянии обеспечить нормальные условия для жизни и развития многих российских семей.
Поэтому законодательство о ювенальной юстиции должно содержать необходимые конкретные оговорки. Скажем, ребенок не может быть изъят из неблагополучной семьи, если госчиновники не смогут обеспечить родителей достойной работой, реализовать их право на труд. Вначале нужно детально изучить, почему та или иная семья живет плохо, и сделать все возможное, чтобы ей помочь. Не стоит также забывать, что сами дети, как правило, готовы жить в каких угодно бытовых и социальных условиях, даже с родителями-алкашами, лишь бы только не в детском доме или интернате.
Валерий Шнякин:
Зампред Комитета СФ по международным делам (Нижегородская обл). Член ЕР
07.09.2012 17:35
Как известно, в некоторых российских регионах система ювенальной юстиции в качестве пилотного проекта уже обкатывается. Насколько мне известно, никаких отрицательных отзывов пока нет, результаты только хорошие.
Другое дело, что загвоздка может возникнуть уже с реализацией тех законов по ювенальной юстиции, которые будут приняты, то есть дело, как всегда, в правоприменительной практике. Так что все вопросы, если они будут, к будущим исполнителям.
Против же всенародного обсуждения законопроектов я ничего не имею. Это - правильная, полезная практика. Главное, по этому, да и по другим вопросам меньше советоваться с Западом и особенно с США.
Михаил Николаев:
Член комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Фракция «ЕР»
07.09.2012 17:33
Нам нужно говорить сегодня не о ювенальной юстиции, а об институте российской семьи. Слишком уж часто наши законодатели на всех уровнях стали выдвигать инициативы, копирующие западный образ жизни, далекие от нашего менталитета и богатых российских традиций.
Идея ювенальной юстиции в корне противоречит этим традициям, самому духу семейных отношений в России. И я не вижу смысла ни рассматривать законопроекты о ювенальной юстиции в Думе, ни обсуждать их в рамках референдума или общественных дискуссий. Ни к каким компромиссам и консолидации такие дискуссии не приведут, а лишь еще больше разобщат людей.
Сегодня необходимо обсуждать идеи, способные консолидировать общество, поэтому я бы предложил подумать над принятием закона о российской семье, который был бы направлен на возрождение самых добрых семейных традиций нашей страны. А люди, ратующие за внедрение в российскую жизнь ювенальной юстиции, возможно, не понимают, что под видом благих намерений могут просто разрушить институт семьи, который всегда являлся надежной основой нашего общества.
Владимир Жидких:
1-й зампред Комитета СФ по социальной политике (Томская обл.). Член ЕР
07.09.2012 17:32
Я отношусь к числу сторонников принятия в России закона о ювенальной юстиции. Никакого криминала в этом не вижу. Главное, не переусердствовать в своем рвении его исполнять - ведь даже своевременный, жизненно необходимый закон можно извратить до неузнаваемости кондовым подходом к его реализации. В общем, чтобы не получилось как в известной пословице «заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет».
Уверен, при грамотном подходе институт ювенальной юстиции будет работать только на укрепление семьи.
А обсуждение его провести, конечно, надо - у нас такая практика уже прижилась. Вспомните закон о полиции, о здравоохранении. Вопрос, вызывающий публичный интерес, должен быть выставлен на обсуждение общественности.
Игорь Баринов:
Член Комитета Госдумы по обороне. Фракция «ЕР»
07.09.2012 17:30
Считаю, что законодательство о ювенальной юстиции нам необходимо. Прежде всего потому, что оно позволит четко регламентировать решение наиболее спорных и конфликтных вопросов, возникающих в семьях, а также порядок отношений между семьями и государством в лице тех же органов опеки и социальных служб.
Другое дело, что реализацию этого законодательства нельзя доводить до абсурда, допускать, чтобы меры ювенального права применялись по любому поводу: за малейший конфликт между родителями и детьми, неосторожно брошенное слово и т.д. Я вообще сторонник того, чтобы ребенок мог изыматься из семьи только в самом крайнем случае, когда уже очевидна угроза его жизни или здоровью.
Считаю, что деятельность органов опеки и соответствующих социальных служб должна сводиться к тому, чтобы как можно раньше выявлять проблемы той или иной семьи, будь то болезни, алкоголизм или невозможность найти работу, и помогать с ними справиться. Смысл ювенальной юстиции должен заключаться не в карательных мерах, а именно в поддержке семей, в создании там условий для достойного воспитания и развития детей.
Конечно же, прежде чем рассматриваться в думе, законопроекты о ювенальной юстиции должны пройти широкое общественное обсуждение в СМИ, интернете, на «круглых столах», а при необходимости может быть проведен и всенародный референдум.
Валерий Рязанский:
Председатель Комитета СФ по соцполитике(Курская обл), депутат ГД 3,4 и 5 созывов, член "ЕР"
07.09.2012 17:25
По-моему, российское общество четко дает понять, что оно против ювенальной юстиции. Если по этому вопросу провести референдум, я уверен, результат будет однозначно отрицательным.
Безусловно, права ребенка должны быть защищены, но это должно осуществляться с помощью правоохранительной, судейской, законодательной системы, а не с опорой на какой-то отдельный сегмент.
Не стоит также забывать, что в России независимый институт семьи. В семейных отношениях государство должно сохранять дистанцию, приоритет должен быть на стороне семьи. Конечно, иногда бывают крайние случаи, когда детям приходится расти в семье алкоголиков. Государство обязано работать с такими семьями, но забирать детей в детский дом, отдавать их в другие семьи можно только в исключительных случаях, когда все остальные методы, в том числе и программа социального патронажа, уже перепробованы.
Детские дома, кстати, тоже бывают разные. Например, у нас в Курской области есть детский дом, где работа с детьми построена по принципу семьи: там старшие ребята являются своеобразными наставниками младших - они их учат одеваться, готовить, помогают делать уроки. Его выпускники создали уже порядка 150 семей, и не один из родившихся в них ребенок не попал в детский дом. Вот к каким показателям мы должны стремиться, хотя, конечно, идеальный вариант - это отсутствие детских домов.
Одним словом, государство должно поддерживать семью, а не «размахивать» ювенальной юстицией, как «юридической дубинкой». От этого институту семьи будет только вред.
Юрий Афонин:
Зампред комитета ГД по физической культуре, спорту и делам молодежи. Фракция «КПРФ»
07.09.2012 17:24
Я выступаю резко против установления в нашей стране института ювенальной юстиции. Принятие соответствующих законов будет фактически шагом к разрушению в России семьи, поскольку идеология ювенальной юстиции противоречит нашим семейным устоям и ценностям, которые складывались столетиями. В условиях капитализма у семей и так масса различных проблем, ювенальная же юстиция добавит в их жизнь еще больше проблем и конфликтов. И ни о какой реальной защите прав детей речи здесь не идет, а скорее наоборот, поскольку ювенальное право предусматривает в том числе психологическое воздействие на ребенка.
Мне хорошо известна позиция по данному вопросу и Русской православной церкви, и других религиозных конфессий, которые являются последовательными противниками ювенальной юстиции. Поэтому я не исключаю, что наряду с целым рядом общественных организаций они могут инициировать проведение общенародного референдума по этому вопросу. Убежден, что подавляющее большинство его участников выскажутся против внедрения в России института ювенальной юстиции. В нем могут быть заинтересованы лишь те, кто одобряет западные общественно-культурные ценности, считая их ключевыми и неоспоримыми.
Эльмира Глубоковская:
Депутат ГД РФ 5 и 6 созывов. Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Фракция «ЕР»
07.09.2012 17:20
В первую очередь мы должны думать о защите детей. В стране уже давно действует институт уполномоченного по правам ребенка. Разве он нарушает права семьи? Нет, он ни в коей мере не вмешивается в сферу семейных отношений, все его усилия направлены исключительно на защиту жизни и здоровья детей. Посмотрите, сколько в последнее время стало случаев травмирования детей и даже гибели от рук собственных родителей. Поэтому я могу выступать только в поддержку создания в России еще одного института по защите детей. Мы считаем себя цивилизованной страной, а во всех цивилизованных государствах ювенальное право действует, и вполне успешно.
Думаю, не может быть и речи об использовании этого института для вмешательства государства в дела семьи. Государственная политика сегодня, напротив, рассчитана на то, чтобы в стране в перспективе не осталось ни одного детского дома. Не зря же такое огромное внимание уделяется различным формам усыновления, патронатным семьям, семейным детским домам и т.д. Вряд ли где-то встречаются или будут встречаться случаи изъятия детей из семей только по причине их бедности. Но когда выясняется, что дети живут в семье с вечно пьющими родителями, в условиях грязи и антисанитарии, у государства должно быть право вмешаться в эту ситуацию. Бедность и грязь, запущенные бытовые условия - это не одно и то же, здесь нельзя ставить знак равенства.