Существует такой психологический парадокс, известный всем психологам: чем больше говорить о запрете наркотиков, о наркоманах, о последствиях употребления, об ощущениях наркоманов, тем у большего числа детей возникает желание попробовать, что это такое.
Чем больше говорить о детских суицидах, то есть вероятность того, что принцип срабатывает и здесь.
Нельзя не заметить по новостям, что детские самоубийства происходят "пачками". Хотя, возможно, это информация нам подается "пачками".
Но может ли казенный специалист по противодействию суициду реально помочь ребенку в школе и высмотреть у него признаки депрессии? Наверно, только психологи смогут сказать это наверняка.
Мое мнение, что действенней все же правильное внимательное воспитание, родительское внимание и любовь.
А здесь пост Андрея Виленского:
Кто спасет школу от суицидологов?
Не знаю, как сейчас, а раньше каждой приличной московской школе полагался свой психолог. Он был почти как целый настоящий учитель: мог пить чай среди пыльных карт и глобусов в учительской, требовать обеда без очереди в школьной столовой, даже имел свои часы в расписании. То есть, обладал всеми внешними признаками настоящего учителя. Но даже наивные первоклашки чувствовали: где-то здесь кроется подвох. Часы в расписании чаще всего были факультативом, а основные функции штатного психолога сводились к тому, чтобы ходить по коридору, здороваться с учениками и время от времени присутствовать на родительских собраниях, рассказывая родителям о психологической обстановке в классе.
Живого школьного психолога в действии я видел только однажды: он при мне проводил тесты мальчика, чтобы педсовет мог уже со спокойной совестью отправить того в школу для особо неодаренных детей. С этой задачей психолог успешно справился, мальчик больше не портил показатели по школе.
В остальном же - школьный психолог всегда казался мне фигурой сугубо бутафорской. Стоящей в школьной иерархии где-то между преподавателем ОБЖ и охранником, основные функции которого, как известно, сводятся к тому, чтобы не пускать учеников в здание школы после звонка. Ах да, еще был факультатив. Начинался он классе в девятом и назывался, кажется, "Этика и психология семейной жизни". К тому моменту слушатели уже классов пять как были знакомы с вопросом теоретически, а некоторые, особенно жадные до знаний, и практически.
И тут, оказывается, помимо психолога в штатном расписании школы в скором времени возникнет специалист по предотвращению детских суицидов. Мне интересно, как будет выглядеть профилактическая работа этого нового школьного сотрудника. "Суицид это плохо, понятненько?" Даже не знаю, что должен сделать ребенок, чтобы учителя обеспокоились его душевным состоянием. "Петенька на уроке английского отрезал ухо себе (или соседу по парте), и правда, не в депрессии ли он?
Давайте подумаем, откуда вообще в школах заводятся учителя и откуда там же заводятся психологи. Можно предположить, что учителя там появляются из педвузов. У свежевыпущенного на волю из стен родного ПТУ учителя есть два варианта: пойти работать в районную школу или в платную. На самом деле, вариантов неизмеримо больше, в том числе податься в менеджеры-продажники, как делают многие несостоявшиеся учителя литературы и математики - не речь не о них. В платную школу попасть не так просто, туда берут с опытом работы и хорошими рекомендациями. В районную - легче. Но зато в районной можно себя представлять педагогом с большой буквы П, кузнецом детских душ и почти что Макаренко. А в платной школе функция учителя сводится до сугубо утилитарной, почти холопьей, а такое для учителя очень обидно. Это не я все придумал, это мне одна знакомая преподавательница истории рассказала, подавшаяся куда-то на Рублевку на заработки и через полгода вернувшаяся оттуда в слезах и с порушенной самооценкой. Многие выпускницы педвузов - натуры с очень тонкой душевной организацией.
А психологи? Тут простор для самореализации неизмеримо больше. Средняя цена в Москве ща прием психолога - 3000, по крайней мере, мне называли такие цифры. Средняя зарплата московского учителя - сами знаете. Кто идет работать в школу?
Думаю, процентов 5 от общего числа - фанатики, которые искренне надеются что-то сделать для детей. А остальные - те, кто не нашел себя в профессии или просто хочет набить руку перед началом частной практики.
Почему-то подразумевается, что основная функция коллектива школы - надзирать за ребенком (а часто - еще и за его родителями, знаю немало таких примеров). И надзирающих - наберется добрый десяток, если не больше. Директор, замдиректора (обычно их несколько), секретарь учебной части, толпа учителей, всевозможные педагоги дополнительного образования (кружок макраме после уроков - это как раз они) и методисты, пидагог-психолог, а иногда и социальный педагог. Да что там, при случае, не прочь понадзирать за ребенком даже фельдшер или охранник. Даже уборщица - нет-нет, да и внесет лепту в воспитание. Они же - взрослые. Дети должны их слушаться. А доверять - должны ли?
Слишком велика вероятность, что новая единица в штатном расписании так и останется невостребованной. Ну может быть, будет вести кружок юного психолога на добровольных началах. К кому из старших пойдет ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию? К родителям? Не факт, но возможно. К педагогу? Скажу честно, всем учителям, которые попадались мне я не открыл бы и планов на ближайшие пару часов - не то что грандиозных замыслов суицида, но верю, что некие идеальные учителя существуют, по крайней мере, советский кинематограф на этом настаивает. Но я не представляю, что должен делать психолог-суицидолог, как себя поставить, чтобы ребенок пошел к нему - совершенно чужому мужику или тетке.
Я готов поверить в хороших психологов, точно так же, как верю в хороших зубных техников или хороших врачей-реабилитологов. Вот только они почти никогда не водятся в районных поликлиниках. Тогда зачем все? Наплодить еще больше штатных единиц, чтобы было веселее пить чай в учительской?