Давайте подумаем, разве нас что-то не устраивало в старой модели образования? Вряд ли можно назвать хоть одну уважительную причину, по которой наше классическое образование можно кромсать и переделывать вот уже на протяжении 20 лет. И в целом предел образования мне напоминает так называемую "конверсию", начавшуюся с подачи Горбачева в 1988 году, когда высокотехнологичные военные заводы бодро переводили на производство сковородок, лопат и кастрюль.
Получается очередной парадокс: общество явно довлеет к традиционному образованию, о котором еще помнит, знает его плюсы и минусы, знает его результат на выходе, но ему, вопреки протестам учителей, ученых, родителей, шаг за шагом, предлагают реформы общеобразовательной школы.
Теперь Министерство образования и науки РФ решило разделить старшеклассников на гуманитариев и технарей. С 2015 года в школах буду введены тесты, которые должны помочь учащимся определиться с выбором профессии. На основании этих тестов психологи (!) помогут школьнику определиться, какой курс старшей школы ему лучше выбрать - гуманитарный или технический. Обещают при этом, что будут учитывать мнение самого ученика и его родителей. Многообещающе.
Если бы мне сказали об этом в 8 классе, я бы наверно очень радовалась, потому что всегда была выраженным гуманитарием. Необходимость изучения теорем и физических законов была для меня тяжелой работой. Но сомневаюсь, что мои более опытные родители согласились бы с тем, что их дочь не будет изучать в школе биологию, химию, геометрию, физику, астрономию и алгебру. Потому что как иначе я бы получила представление об этих науках и о предмете их изучения?
Точные науки развивают мозги. Такие науки, как астрономия, биология, химия, физика, география создают представление о мире в его разнообразии, дают мысли полет, развивают мышление.Не думаю, что столкнувшись с реальным выбором - отказаться от этих наук или все-таки продолжать их изучение, я бы выбрала первое. Потому что быть гуманитарием не должно означать быть полным тупицей.
Соответственно, технарь, лишенный знания русской и мировой художественной культуры, истории, не понимающий, по каким принципам строится человеческое общество, тоже видится человеком не совсем адекватным.
Помимо выраженных гуманитариев и технарей, существуют еще и прирожденные любители естественных наук. Как быть с ними? Понятно, что, ограничивая область изучения предметов в рамках школьной программы, Минобразования ограничивает и возможность дальнейшего развития школьников.
Когда-то российская система среднего образования сформировалась именно по немецкой модели. Что касается современной школы, то в Германии разделение на гуманитарный и технический курс тоже существует, но он формируется за счет набора факультативных курсов, изучаемых помимо обязательных. И уже в пятом классе нынешнему немецкому ребенку по результатам тестов определяют всю его жизнь, направляя его или в гимназию, или в обычную школу, из которой он не сможет поступить в ВУЗ. Или сможет, но приложив неимоверные усилия.
Не знаю, как вам, а мне страшновато представить, что моему ребенку незнакомые дяди и тети перекроют возможности на всю жизнь.
У одних моих московских друзей сын всю начальную школу проучился из рук вон плохо. Его даже перестали ругать за двойки и тройки, махнув рукой и смирившись, что сын не семи пядей во лбу. Затем они переехали в другое место, поменяли школу, и он стал учится значительно лучше. Затем сменили еще одну школу. сын стал практически отличником, прилежно учился (это в старших-то классах!), великолепно сдал все запланированные ЕГЭ и сейчас учится в ВШЭ, изучая всю программу на английском языке.
Такое тоже случается. Как и то, что подросток может поменять свои предпочтения, которые уже сейчас во многом ограничены ЕГЭ, так как не сдав ЕГЭ по соответствующему предмету, ты не можешь даже подавать документы в желаемый ВУЗ.
Поэтому нельзя допустить, чтобы разделение на гуманитарный и технический профили было обязательным. И необходимо, чтобы школьники по желанию имели доступ к полному курсу средней школы.
Остается вопрос: как это сделать?