Гайдаровский форум: тренды образования в цифровом мире

Feb 05, 2018 19:21


Он-лайновое, частное, глобальное (не национальное). Таким, по мнению ректора высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, будет образование к 2030.



Недавно в Москве прошел Гайдаровский форум - ежегодная международная научно-практическая конференция России в области экономики, имеющая серьезный либеральный уклон.

Одно из заседаний Форума было посвящено горизонтам развития образования. Поскольку я интересуюсь этим вопросом, то я внимательно прослушала это заседание. Основным спикером заседания был Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики. Формат был задан модераторами: они задали выступающим ряд вопросов.

Я сделала близкую к тексту расшифровку выступления Ярослава Кузьминова- чтобы не только мне было удобнее понять, в чем основные тренды развития образования.

Прошу обратить особое внимание, что мое мнение может совсем не совпадать с мнением Ярослава Кузьминова.

И публикацию данного материала прошу рассматривать с точки зрения того, что бессмысленно поглубже прятать голову в песок и пытаться не замечать, что мир меняется, причем независимо от нашего желания или нежелания, способности или неспособности понять и принять эти изменения. Считаю, что хотя бы необходимо быть в курсе того, что происходит.

Для начала стоит сказать, какие виды образования рассматриваются:

- школьное

- среднее профтехобразование

- высшее

- образование для взрослых

Итак. Ярослав Кузьминов:



"Школьное образование в России поднимается и существенно улучшает свое положение в международных рейтингах. А эти рейтинги построены в основном по стандартам англо-саксонской системы, и знающие люди понимает, что это еще сложнее.



Фрагмент презентации Александра Асмолова, Гайдаровский форум, 2018 год

Традиционно считается, что лучшее образование в Сингапуре. Однако сам президент Сингапура уверен, что такие лидирующие позиции - только по компетенциям 20 века, а в отношении компетенций цифровой экономики в Сингапуре, по его мнению, ситуация плачевная.

Что касается специального профобразования, то мы отстаем. На колледжи профобразования в регионах направляются такие же деньги, что и на старшую школу. Поэтому средства идут больше на общее образование в колледжах, чем на само профобразование и обучение технологиям. Это зона очень большого риска.

У нас есть значительные прорывы, связанные с международными профсоревнованиями рабочих профессий WORLD SKILLS, но это «точковые» прорывы. Массовое профтехобразование вызывает большие опасения. Здесь мы сильно отстаем от лидеров, особенно от таких лидеров, как Франция и Германия, где помимо прочего, рабочие специальности связаны с высоким социальным статусом.

Что касается высшего образования, то картина неоднородная. С одной стороны, около 30 ВУЗов занимают все более высокие позиции в международных рейтингах, и это вполне объективная оценка. И тут мы довольно быстро растем. Причем при меньших затратах, мы растем быстрее Китая.

Но при этом у нас около 50% студентов в стране - это заочники, а заочное образование финансируется в размере одной десятой от очного, то есть почти не финансируется.

Образование взрослых - это, пожалуй, самая большая зона отставания. В России 15% взрослых сейчас учится, в Швеции - 62%, в Германии - 42%, и в странах-лидерах этой сферы порядка 40-50% взрослых учатся.

Что касается цифровизации образования. Другие ведущие системы больше сопротивляются цифровизации, чем российская система образования, потому что они более богатые. И вполне живые профессора в американских университетах сразу скажут: «А чем я хуже?»

Россия же с ее 50% заочников (для сравнения, следующий лидер заочного образования - Швеция - имеет 30% заочников) предрасположена для внедрения он-лайн курсов. И по он-лайн курсам Россия удерживает от 5 до 7% международного рынка.

Теперь я хотел бы рассказать о главном тренде. Это, конечно, цифровая революция. Она с двух сторон затрагивает образование.

Первое - это новый рынок труда, который нуждается в новых компетенциях. Этот новый рынок требует образования, которое обучает креативному подходу, принятию решений, поиску, презентации, коммуникации и кооперации. То есть обучает тем секторам, которые явно остаются в руках людей после обновления рынка труда в результате цифровой революции.

Вторая сторона - это непосредственно изменение самого образования.

И в первую очередь, тут говорим об искусственном интеллекте.

Самообучающийся искусственный интеллект - это уже сегодня абсолютная реальность, просто пока еще очень дорогая, так как находится в лабораторном состоянии.

Но по оценкам трёх главных разработчиков - компаний MICROSOFT, GOOGLE и IBM - у нас есть всего 5 или 7 лет до окончательного вытеснения бумажного учебника. Не потому что бумага сама по себе чем-то плоха. Просто искусственный интеллект в ближайшее время сломает всю нынешнюю систему образования. И не только у нас, а в подавляющем большинстве стран.

Что такое методика общеобразовательной школы? Это усвоение материала, навязанного извне. Это обязанность ученика. Хорошо, с одной стороны, что он учится, у него есть обязанность, но с другой стороны, это некое принуждение к уроку. Кстати, помните само слово «урок»? Это ежедневная работа крестьянина.

Через пять лет учитель будет не в состоянии узнать, решил ли задачу Петя или петин смартфон. Причем петин смартфон сможет решить эту задачу с подробными объяснениями, с несколькими вариантами, с подробным обоснованием. Петин смартфон сможет писать эссе, сочинения и так далее, то есть сможет сделать те рутинные задания, которые составляют сегодня около 70% методики образовательной школы как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Они будут схлопнуты, их просто нельзя будет проверить.

Школе придется перестраиваться. А искусственный интеллект имеет возможности решить нерешаемые на сегодня школой проблемы.

Во-первых, это индивидуализация образования, о которой так давно уже говорят наши либералы, начиная с Днепрова. В последнем законе «Об образовании», помните, есть слова об индивидуализации, о персональной траектории, но экономически-то они никак не обеспечены, ни у кого нет персонального учителя. А искусственный интеллект, вшитый в учебники будущего, сможет адаптироваться к тому, что у ребенка получается, а что нет, предлагать ему те задачи, которые у него идут.

К примеру, у нас половина людей понимает математику через логику, а вторая половина - образно, то есть через геометрию. Поэтому им будут предлагаться совсем разные методы обучения.

Это только пример. В силу конспективности, я просто говорю это назывным порядком.

Вторая возможность, это, конечно, он-лайн курсы и модули. В отличие от искусственного интеллекта, они все уже сегодня есть. И их возникновение можно сравнить с гуттенберговой революцией (Гуттенберг - немецкий первопечатник, создатель книгопечатания).

Лекции лучших профессоров, где бы они ни были, теоретически теперь доступны любому студенту. И это довольно недорого. Это колоссальные возможности, в первую очередь, не для школ, а для ВУЗов. Это и возможности экономии ресурсов за счет удешевления некреативной, неисследовательской части образования, и резкого подъема качества образования.

Третий сектор нарастающих технологически изменений - это симуляторы и виртуальная реальность. Симуляторы у нас уже давно есть, но поскольку они очень дороги, то в течение последних 20-25 лет они остаются, пожалуй, только в секторах обучения летчиков. Сейчас будет возможность делать эти симуляторы в сфере обучения любой технологии, для освоения любого комплекса производственных квалификаций. Причем симулятор нового поколения будет воссоздавать пространство вокруг тебя, ты сможешь не только на станке учиться, а быть, например, портье: к тебе будут подходить клиенты, кого-то в номере будет заливать.

И четвертый сектор - это компьютерные игры, конечно. Я даже не буду о них говорить, я их только упомяну. Обучающие элементы компьютерных игр открывают огромные возможности.

Закономерный результат всех этих элементов - это изменение положения учителя и квалификаций учителя. От него уходит проверка тетрадок в силу новых возможностей цифровой экономики, но многое от него и требуется - широкая образованность, проектное мышление, умение организовать дискуссию и способность быть индивидуальным консультантом.

Школа никуда не уйдет. Ни одно общество не откажется от школы. Но школа, борясь с этим I-teaching (электронное учительство) должна будет перейти на два направления: первое, это организация проектов, или коллективных проектов, и второе - это ЕГЭ. И то, и другое имеет соревновательный аспект. То есть школа будет большим очагом воспитания соревнования. Желательно, чтобы это не деформировало еще сильнее школу в ту сторону, в которую она, к сожалению, в последнее десятилетие развивается -индивидуализация, конкуренция и так далее.

Открытая проблема - это структурная перестройка рынков образования. Каким образом они будут меняться? Здесь есть несколько направлений.

Первое, это он-лайн. Он-лайн колоссально расширяет рынок образования и выводит новые элементы рынка образования из формата привычного государственного регулирования. Государство умеет все регулировать офф-лайн. Он-лайн оно регулировать не умеет.

Второе, это самостоятельный выбор образовательных траекторий.

Третье, это наступающая на рынок образования потребность в обучении взрослых.

Четвертое, это рост доходов семей и удешевление образовательных технологий, которые будут требовать повышения разнообразия.

Все это работает в сторону образования рыночных элементов системы образования в большой степени самостоятельных по отношению к государству и образовательной системе, чем мы сейчас можем это представить.

Все это приведёт к появлению абсолютно новых игроков - не просто коммерческих провайдеров учебных он-лайн курсов, а к появлению фирм-консультантов образовательных коучеров, к появлению цепочек фирм, дающих микростепени по пройденным курсам и складывающим их на основе блокчейн-технологии.

И конечно, это приведет к выходу на рынок образования платформ, о которых мы говорим сейчас применительно к он-лайн или офф-лайн технологиям, например, Microsoft.

И будет ли на этом рынке платформа издательского дома «Просвещения», это уже зависит от нас с вами - успеем ли мы нормально войти на этот рынок. Потому что его главной особенностью, которую мы все уже сейчас чувствуем, является глобализация.

Чисто российского рынка образования уже не будет через 5 лет. А через 10 лет эта тенденция резко усилится. И знаете, почему? Через 10 лет с уже очень большой вероятностью на рынок войдет искусственный интеллект-переводчик, который будет эквивалентен нехудожественному переводу. Художественный перевод - это творческое дело. А у тебя вот здесь - в кармане - будет нормальный нехудожественный переводчик. Такой проблемы, как образовательные материалы на другом языке - ее просто не будет. Что это значит? Последствия этого даже трудно себе это представить, с учетом роста коммерческой составляющей и нерегулироемое участие.

Но и до этого, до утверждения автоматического перевода (некоторые называют это безъязычие, я не считаю, что будет безъязычие), у нас есть и другие факторы глобализации. Будет также неизбежно происходить уменьшение сектора, который государство в состоянии регулировать. Я хотел обрадовать Кравцова этим, но он не пришел, поэтому я обрадую вас.

Итак, к 2030 году рынок образования - это в большой степени рынок он-лайновый, в большой степени частный и в большой степени глобальный.

Ссылка на видео Форума ЗДЕСЬ

цифровая революция, образование, Кузьминов

Previous post Next post
Up