В декабре в четвертых классах большинства школ пройдут первые ПРОБНЫЕ всероссийские проверочные работы (ВПР). Обязательное проведение ВПР во всех школах назначено на конец текущего учебного года. Введение ВПР сопровождалось скандалом: на разных уровнях вплоть до Госдумы был высказан решительный протест против этой формы ЕГЭ для начальной школы. Потому с августа месяца все чиновники системы образования от Ливанова до уровня регионов непрерывно твердят, что ВПР - НЕ ЕГЭ.
И эта настойчивость уже сама по себе убеждает в обратном, потому что Минобр распространением правдивой информации до сих пор себя не утруждал. Ведь если разобраться, в позиции министерства вообще нет логики: оно не устает повторять, что ЕГЭ - великое благо, «ЕГЭ спасает образование» (см.
http://vk.com/wall-62604527_3443 ). Так не проще ли сказать, что пришла пора облагодетельствовать начальную школу, и туда идет ЕГЭ в виде ВПР? Однако, нет: ВПР - не ЕГЭ! Всё это говорит о том, что в Минобре прекрасно понимают, чем занимаются и что делают.
И вот некто Музаев (зам. Кравцова в Рособрнадзоре) выдает презентацию, где берет на себя труд объяснить, почему ВПР не ЕГЭ. Отличий три :
1) в ВПР вместо КИМов - варианты проверочной работы; 2) вместо демоверсии - образец проверочной работы;
3) нет заданий с выбором ответов (см. подцепленный к текcту слайд №1).
Самое любопытное, что сделав это фундаментальное заявление, Музаев тут же о нем забывает и буквально сразу пишет, что КИМы ВПР «будут генерироваться автоматически» (слайд № 2). А Рособрнадзор недавно сообщил, что ДЕМОВЕРСИЯ ВПР уже доступна школам, которые будут участвовать в эксперименте (см.
http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/inde.. ).
Давайте разберемся, почему ВПР является полным аналогом ЕГЭ и приведет к таким же негативным последствиям.
Каким целям призваны служить ВПР?
Ливанов: «Эти работы нужны прежде всего педагогам для оценки качества знания ребят», «для школьников эта контрольная ничего не изменит» (см.
http://www.kp.ru/daily/26458/3329423/ ). То есть Ливанов считает, что учителя сами оценить знания своих учеников не в состоянии. Мысль для министра образования парадоксальная, и объяснить её появление можно только тем, что Минобр не знает, чему учат в школе, и свою собственную проблему проецирует на учителей.
Музаев более конкретен. В упомянутой выше презентации он прямо пишет, что оценки ВПР будут использованы для «формирования базы результатов обучающихся, в перспективе - обеспечение возможности учета результатов в качестве портфолио», кроме того, они будут «основанием для планирования контрольно-надзорной деятельности» (слайд № 3).
Кравцов высказывался ещё более жестко: «мы будем отслеживать результаты проверочных работ за все годы обучения, и если оценки ЕГЭ будут с ними сильно расходиться, у нас возникнут к ученику вопросы». Он также отметил, что результаты ВПР помогут родителям определить индивидуальную «образовательную траекторию» для ребенка. «Образовательная траектория» - вполне в духе времени, но как-то не верится, что этим крайне сложным и болезненным вопросом будут заниматься именно родители, а не кто-нибудь еще (см. "Математическая сегрегация с точки зрения логики фашизма" -
http://vk.com/wall-62604527_1436).
Таким образом, и ученики, и школа будут максимально мотивированы на выполнение ВПР, но при этом новые проверочные работы никак нельзя отождествлять с обычной «министерской» контрольной, на чем пытается настаивать Кравцов. Дело в том, что в максимальных баллах ВПР заинтересован и Минобр, и он этого не скрывает.
Судите сами. В начале декабря будет проведена РЕПЕТИЦИЯ ВПР. Для того, чтобы школа и ученики могли привыкнуть к формату проверочных работ, осознали уровень сложности и направление подготовки. К этой репетиции, как уже было отмечено выше, выставлены демонстрационные версии: тренируйтесь, ребята. Издательство «Просвещение» массовым тиражом выпустило методические материалы для подготовки к ВПР (рабочие тетради и т. п.) (см.
http://1-4.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45677 ). ВПР фактически становится важнейшей дисциплиной образовательной программы начальной школы.
Мыслимо ли всё это при проведении обычной контрольной, призванной дать объективную информацию о качестве образования? Результаты ВПР будут отражать не качество усвоения программы, а степень подготовленности к выполнению данной конкретной работы.
Содержание демоверсий ВПР пока в секрете (доступно только школам, участвующим в эксперименте). Но мы едва ли ошибемся, если предположим, что оно практически тождественно заданиям НИКО для начальной школы, которое проводилось в апреле текущего года (см.
http://vk.com/doc52460268_437031631?hash=f5416bbc695c.. и
http://vk.com/doc52460268_437031690?hash=66288f682089.. ; в ФИПИ народ ленивый и лишний раз пальцем не пошевелит). Так вот, там есть блок простейших заданий с автоматизированной проверкой, которого будет вполне достаточно для получения положительной оценки, да и "сложный" блок не слишком далеко ушел от простого. Очень скоро эти задания войдут в обиход начальной школы, и учителя будут говорить детям, что задача такая-то есть в ВПР, и потому мы будем решать её много-много раз, чтобы каждый из вас на проверочной работе с ней справился. Вот таким образом Минобр создаст «единое образовательное пространство»: в школах будут учить одному и тому же и совершенно одинаково.
Единство образования необходимо. Оно у нас было и достигалось за счет: 1) единства программ и учебников; 2) единой системы подготовки и совершенствования кадров; 3) системы выпускных государственных экзаменов (до тех пор, пока она действительно находилась под контролем государства, который был устранен в 90-е годы). Сегодня все эти три составляющих полностью разрушены и утрачены, а других способов, увы, нет. То, что предлагает Минобр - это единство деградации, ибо «зачетный» порог ВПР неизбежно будет таким же низким (по социально-политическим причинам), как и уровень базового ЕГЭ по математике (см.
http://vk.com/wall-62604527_1728 ), и это неизбежно потащит вниз все начальное образование.
Так почему же Минобр настойчиво вводит эти работы? А потому, что у них проблема в системе ЕГЭ. Внесенный в Госдуму весной этого года законопроект об отделении школы от ЕГЭ выделил самое слабое звено в этой системе: фактически полное отсутствие выпускных школьных экзаменов (см.
http://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_3892 ). В Минобре поняли, что здесь им крыть нечем и срочно принимают меры. У них одна надежда - ввести дополнительные обязательные ЕГЭ. Однако «школа к этому не готова»: егэшная халява - свобода не учить и не учиться - привела к тому, что сегодня есть масса учеников, с НУЛЕВЫМИ знаниями по большинству предметов. Они не в состоянии написать ни базовую физику, ни базовую историю, ничего! Вот чтобы они к 11 классу с такой «сверхзадачей» справлялись, и вводятся ВПР по всем предметам в каждом классе (начальная школа - это только первый шаг), где путем многократного повторения из года в год одних и тех же заданий самого примитивного уровня будет обеспечен необходимый «базовый» порог итоговой аттестации.
А в заключение несколько слов о том, как все это скажется на детях. В хороших результатах ВПР будут заинтересованы все: от ученика до губернатора, ибо эти результаты призваны характеризовать успехи детей и состояние регионального образования. Крайним здесь окажется учитель, на которого пойдет давление и сверху, и снизу. Таким образом, сразу встанет вопрос о «честности» проводимых проверочных работ (уже встал: см.
http://www.edustandart.ru/poluchite-mnogo-pyaterok-i-.. ). «Нечестность» на уровне класса будет проявляться в том, что учительница (непререкаемый авторитет для малышей, сопоставимый с авторитетом родителей) станет подсказывать правильные ответы, исправлять ошибки, подрывая моральные принципы воспитания. Похоже, кому-то надо, чтобы наши дети учились в ТАКОЙ среде и видели ТАКОГО учителя.
А Минобр начнет бороться с нечестностью, и его методы мы знаем по ЕГЭ: видеонаблюдение, полиция, металлоискатели. Вся егэшная мразь опустится в начальную школу. И тогда Рособрнадзор, объявив о «кристальной честности» ВПР, получит полную монополию на подтасовку его результатов и сможет рапортовать о мнимых успехах образования в условиях деградации. Точно так же, как сегодня он хвалится им же сфальсифицированными средними баллами ЕГЭ (см. ""Объективность" и "независимость" - два мифа о ЕГЭ" -
http://vk.com/wall-62604527_3217 ).