Вот говорят, что у нас активно формируется общество потребления. Что мобильные телефоны есть аж у 85% населения, компьютеры - у 72 % по сравнению с 22 % в 2003 и т.д. Что и есть, и одеваться стали намного лучше. Думаю, что с этим вряд ли кто-то сможет поспорить.
Действительно, приехав в прошлом году в умирающую деревню в Тверскую область, я с большим удивлением узнала, что в одном из 3 оставшихся жилых домов есть компьютер, причем с выходом в Интернет. Правда, деревня эта все равно умирает.
А мобильные телефоны есть почти у всех. Кроме таких людей, как мой папа, демонстративно презирающих технический прогресс, и кроме совсем стареньких людей, для которых мобильник - это сложно.
Социологи еще утверждают, что 21 % опрошенных считают свое материальное положение "хорошим". В 2003 году таких было всего 9%. Более того, довольно спокойно относятся к материальному неравенству, не соглашаясь только с тем, что у богатых людей есть доступ к качественной медицине, а у бедных нет.
И живет половина опрошенных в двух-трехкомнатных квартирах, а у 23 % - свои дома и коттеджи.
Налицо офигенный рост, но становятся ли люди от этого счастливее и увереннее в завтрашнем дне?
Какой-то парадокс: вроде жизнь в материальном плане становится лучше и легче, а чего-то непонятного не хватает.
Я иногда люблю завести беседу об этом с кем-нибудь из своих знакомых, которые поддерживают выступления против действующей власти. Обычно это далеко не бедные люди, которым надо будет заботится о своем завтрашнем дне как раз только в том случае, если оппозиция добьется успеха и начнет все благополучно разваливать.
Мне хочется понять, в чем причина этого зудящего чувства неудовлетворенности. Когда я задаю вопрос: "А чего тебе лично не нравится? В чем лично твое ограничение свободы? Что не так в твоей жизни?" - обычно я слышу "Я подумаю".
Получается, что эта неудовлетворенность носит какой-то бессознательный характер. Потому что сложно предположить достаточно умных циничных людей, которые будут выходить на улицы только из-за того, что кто-то где-то ворует чей-то голос или пилит бюджет.
В чем же тогда на самом деле дело?
Согласимся ли мы с тем, что русская мечта - это избавится от бедности и перестать жить на копейки?