Недавно я зашла в один замечательный букинистический магазин в Питере. Поскольку я так или иначе сталкиваюсь с вопросами детства и родительства, то мое внимание привлекла стопка советских книг по вопросам воспитания детей. Именно по воспитанию, а не по правам ребенка, не по тому, как правильно общаться с ребенком, как привить те иные навыки и пр. Воспитание детей - это тот сегмент литературы для родителей, который отсутствует в нынешней книжной сфере.
Конечно, я решила купить в свою библиотеку и Макаренко, и Сухомлинского, других, менее известных педагогов-теоретиков воспитания советского периода. И решила прочесть их новым взглядом и с новым восприятием. Кратко поделюсь впечатлениями.
Читая эти книги, затрагивающие самые разные аспекты жизни семьи, воспитания детей, несмотря на идеологический контекст, понимаешь, почему наши люди победили в войне, почему совершили революционный промышленный переворот, почему создали передовую научно-техническую базу для развития страны, разработками которой успешно пользуются и сейчас, через 30-40-50 лет. Перед родителями, перед школой ставились определенные цели, задачи в отношении ребенка.
Понятно, что его формировали под запрос государства, но ведь так происходит везде и всегда.
Впечатляет, насколько отличается проблематика в детско-семейной сфере. Даже само название книги Сухомлинского - "Как воспитать настоящего человека. Советы воспитателям," - говорит само за себя. Еще одна его известная книга - "Сердце отдаю детям". Рассказывается в них и о воспитании высоких нравственных качеств, о понимании жизни, добра и зла, о любви к Родине, об отношении к людям, о долге, о дружбе и любви, об отношении к красоте и природе.
Книга Макаренко называется "О воспитании в семье". Антон Семенович пишет и о пресловутом половом воспитании, и о дисциплине, о родительском авторитете, о важности трудового воспитания. Я собираюсь цитировать многие места из этих книг в будущем.
Книги проникнуты уважением к личности ребенка, к набору его индивидуальных качеств. Даже термин такой вводит - педагогика индивидуального действия. Дисциплину, например, этот насущный для многих родителей вопрос, Макаренко описывает не как набор сложившихся правил и привычек ребенка, а как сознательное правильное высокоорганизованное поведение, часть нравственного облика ребенка, часть культуры семьи, ее внутренней работы и вообще как результат совокупной общей воспитательной работы.
Пишет о разном подходе к тихоням и "дипломатам", о необходимости упорядочивать физические движения ребенка, о воспитании способности торможения, о режиме, о формировании навыка познания и вообще многих, многих качеств личности, которую. можно было бы назвать "всесторонне развитый человек". Пишет и о родительской активности, о необходимости совершенствования своих качеств воспитателей.
Была и государственная система воспитания трудных детей и подростков.
И читаешь все это с невероятной тоской, потому что понимаешь, что традиция воспитания как таковая - потеряна. Не говоря уж о том, что стерты цели воспитания, без которого оно не функционально. Воспитание исчезло вообще как важная социальная категория, подменено всякой западной либеральной чушью типа "законные права и интересы ребенка", "осознанное родительство", "благополучие ребенка", несущее совершенно другой смысл и выполняющее абсолютно другие задачи: кристаллизация индивидуализма, атомизация личности, формирование немотивированного, самоуверенного, но управляемого через примитивные психофизиологические механизмы, человека.
Понятно, что теории Макаренко и Сухомлинского были в жизнь претворены совсем не так, как им самим того хотелось бы, что все высушилось, заформализовалось. Но, тем не менее, ценностное целеполагание в воспитании сохранялось во всем обществе и даже до сих пор дает о себе знать коллизией между родительскими представлениями и социальными установками.
Где-где, а в Советском Союзе действительно было самое спокойное и защищенное детство. Просто я его помню сама. Вместе с разрушением страны, исчезло и защищенное детство. "Свято место" охраны детства заполонили все кому не лень - от посредников по продаже детей на якобы процветающий Запад до финансируемых иностранцами реформ и в образовании, и в социальной сфере.
Не думаю, что найдутся оптимисты, ожидающие от "мягкой силы" правительств стран с колонизаторской внешней политикой каких-то хороших результатов для России. Ясно, что это дары данайцев, которые пока не известно, к чему приведут. Особенно, когда полностью уничтожена национальная система.
Так что, back in USSR, к методикам Макаренко и Сухомлинского! По крайней мере, чтобы взять оттуда все лучшее!