Недавно в Варшаве прошло совещание экспертов ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения. Совещание было посвящено актуальным сегодня вопросам терпимости, равенства, а так же выполнению обязательств по продвижению взаимного уважения и понимания.
Есть у стран, оказывается, такие обязательства - в области человеческого измерения. Есть они и у нашей страны. Это что-то типа договора о соблюдении принципов сокращения населения: например, женщины должны стать социально активными, так как это, по статистике, заставляет их не рожать, нужно также обеспечить народный доступ к противозачаточным средствам, однополые браки вводить, гомофобией назвать все, что не является гомофилией, и детей под контроль брать для дальнейшей перековки в пидоргов.
И вот такие дамы как Ольга Костина, глава правозащитной организации "Сопротивление", отвечают по международным обязательствам России. Но факты ее статистики повергают любого здравомыслящего человека в состояние шока:
"По официальной статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации, около 26 тысяч детей ежегодно становятся жертвами преступных посягательств со стороны родителей", - пишет Костина. И тут же приводит такие цифры: "В 2012 году признано потерпевшими 18134 несовершеннолетних."
Во-первых, таких цифр в статистике МВД РФ просто нет. А во-вторых, мадам Костина вроде как сообщает, что ужасными родителями совершены преступные посягательства в отношении детей, но почему-то количество несчастных детей-жертв родителей даже на 8000 выше, чем общее количество детей, признанных потерпевшими? Как это? Может, кто объяснит?
Костина упоминает неутомимую деятельность Координационного совета по гендерному равенству при Министерстве труда и СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ (гендером у нас соцзащита занимается, как и ювеналкой), призывает Россию наконец выполнить международные обязательства по гендерному равенству! Хотя есть определенная надежда на то, что Россия сможет настоять на своем праве понимать гендерное равенство так, как оно есть: то есть равенство мужчин и женщин на труд. получение образования и пр., а не как право гомосексуалистов на создание семьи и усыновление детей.
Итак, для информации, тезисы выступления члена Общественной палаты Российской Федерации, руководителя правозащитного движения «Сопротивление» Ольги Костиной по вопросу: «Предотвращение насилия в отношении женщин и детей»
Уважаемая г-жа ведущая, уважаемые коллеги!
Обеспечение равенства возможностей для женщин и мужчин является одним из важных условий соблюдения прав человека, реализации принципов демократии и устойчивого социального развития. В ОБСЕ наработан значительный массив обязательств в этой сфере, включая План действий ОБСЕ по поддержке гендерного равенства 2004 года.
Сегодня на первый план выходят вопросы повышения участия женщин в политической, экономической и общественной жизни. Перед странами-участницами ОБСЕ стоят задачи создания условий для получения женщинами соответствующего образования, специальных навыков и квалификации, повышения их мотивации. Женщины должны на равных конкурировать с мужчинами как в политике, общественной деятельности, так и в сфере предпринимательства, за счет компетентности и высокого уровня своего профессионализма.
И мне, как женщине и общественному деятелю, важно отметить, что с каждым годом все больше женщин в России принимает участие в политической, экономической и общественной жизни страны, о чем свидетельствует работа на ключевых региональных и государственных постах: депутаты и сенаторы парламента, руководители регионов, члены правительства. В Общественной палате Российской Федерации - основной дискуссионной гражданской площадке России - также широко представлены представительницы различных сфер гражданского общества.
При решении вопросов обеспечения равенства важное значение имеет особая роль женщины, связанная с материнством и воспитанием детей. Полагаю, что обмен опытом государств по поддержке материнства и детства, экономического стимулирования семьи, по решению вопросов бедности семей, по созданию условий для полноценного участия родителей в политической, экономической и общественной жизни, обсуждение роли женщин в сохранении традиционных семейных ценностей будет полезным и востребованным на пространстве ОБСЕ.
Вопросы защиты женщин и детей от различного рода преступных посягательств и иных правонарушений безусловно являются одной из приоритетных задач для всего мирового сообщества и каждого государства. И в этом плане у всех нас есть как достижения и прогресс, так и определенные задачи и проблемы, решение которых стоит на повестке дня.
На конференции СБСЕ в Копенгагене 1990 г. государства-участники решили «уделять особое внимание признанию прав ребенка, его гражданских прав и личных свобод, его экономических, социальных и культурных прав и его права на особую защиту от всех видов насилия и эксплуатации». Еще несколько решений впоследствии были посвящены борьбе с насилием против детей, включая торговлю людьми, сексуальную эксплуатацию детей, в т.ч. в Интернете (Стамбул, 1999 и Мадрид, 2007).
В целом, вопросы защиты прав детей, существующие проблемы именно в рамках ОБСЕ не рассматриваются должным образом. Подлежат решению вопросы, связанные с выполнением обязательств ОБСЕ по защите женщин и детей от насилия (сексуального и домашнего) и правоприменительной практики в этой сфере. Среди них: торговля женщинами и детьми, в том числе в целях извлечения органов и тканей человека, использование детей в целях попрошайничества, жестокое обращение с детьми, детский труд, сексуальное насилие, детская порнография, насилие в семьях, ограничения в доступе к образованию, социальной защите, медицинской помощи.
Многие проблемы не обошли стороной и Россию. И мы в полной мере отдаем отчет в серьезности проблемы защиты детей. Хотелось бы более подробно остановиться на некоторых примерах российского опыта обеспечения прав детей, защиты их от насилия как физического, так и нравственного, которые могли бы использоваться на пространстве ОБСЕ.
Российская Федерация проводит целенаправленную планомерную социальную политику, стратегическим правовым ориентиром формирования которой, согласно статье 7 Конституции, является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Из этого вытекают обязанности государства, в том числе, по государственной поддержке женщин и детей, института семьи, а также материнства, отцовства и детства, развития системы гарантий их социальной защиты.
Обеспечение прав и свобод женщин и детей, и их защита от преступных посягательств являются одним из наиболее приоритетных направлений политики Российской Федерации и общественного контроля. Общественная палата Российской Федерации принимает участие в выработке и обсуждении совместно с органами государственной власти согласованных действий в данной сфере.
В российском законодательстве предусмотрены меры ответственности, в том числе уголовной, за различные виды насилия, включая преступления против половой неприкосновенности, убийства, побои, истязания, изнасилования, насильственные действия сексуального характера, принуждение к действиям сексуального характера, причинение физических и психических страданий.
В законодательстве Российской Федерации имеется ряд положений, фактически выделяющих детей в отдельную категорию и учитывающих этот факт как отдельное (отягчающее) обстоятельство при вынесении наказания обвиняемому.
В контексте реализации мер по защите прав детей в последнее время в России заметно усилена уголовная ответственность за преступления против несовершеннолетних, включая сексуальное насилие.
В ноябре 2008 г. в Уголовный кодекс РФ были внесены изменения, увеличившие сроки лишения свободы за торговлю детьми, вовлечение детей в проституцию и распространение детской порнографии. В июле 2009 г. принят Федеральный закон, существенно поднявший «планку» наказаний за все категории преступлений против детей, в том числе сексуального насилия. Педофилы подлежат теперь наказанию по принципу - чем меньше возраст потерпевшего ребенка, тем больше срок заключения за криминальные действия против его половой неприкосновенности. Осужденным за это придется отбыть не менее трех четвертей срока заключения, прежде чем просить досрочного освобождения или смягчения наказания. Предусмотрен и контроль за педофилами, вышедшими на свободу по отбытии наказания.
7 мая 2013 года, Россия, как активный и последовательный участник международного диалога по совершенствованию международных норм и реализации принятых на себя обязательств ратифицировала важнейшие документы в области защиты прав детей - Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребёнка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии и Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. Как вы знаете, целью Конвенции и Факультативного протокола является защита детей от преступных посягательств, введение единых стандартов в борьбе с детской проституцией, порнографией и торговлей детьми.
В нижней палате парламента Российской Федерации - Государственной Думе находится ряд законопроектов, основной направленностью которых является всесторонняя защита детей. Два законопроекта уже стали законодательными актами и подписаны Президентом Российской Федерации. Нормы федеральных законов направлены на предупреждение торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, а также на ограничение распространения информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий.
Ранее в 2012 году, в соответствии с указом Президента Российской Федерации подписана Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы - основополагающий плановый национальный документ по оптимизации обеспечения прав детей, внедрения новых технологий в различных сферах детского благополучия, укрепления роли института семьи. Целый раздел Стратегии посвящен созданию системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия, разработке законодательной базы и мер организационного обеспечения защиты несовершеннолетних от преступных посягательств, а также их сопровождения в рамках уголовного судопроизводства, контроля за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профилактике правонарушений в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе при их усыновлении, установлении опеки и попечительства; развитию технологии восстановительного правосудия, пробации и создании институтов ресоциализации для несовершеннолетних правонарушителей.
Следует также отметить, что решением Совета Безопасности России перед правоохранительными органами поставлен вопрос о разработке законопроектов по укреплению статуса потерпевших, обеспечению их безопасности, к числу которых относятся женщины и дети, ставшие жертвами бытового насилия. Соответствующий законопроект находится в Государственной Думе и планируется к принятию в ближайшее время.
В России выработаны предложения и конкретные механизмы по недопущению нарушений в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в жилищной сфере, по созданию механизмов поддержки кандидатов, замещающих родителей, разработан проект федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом в России, как и во многих ситуация с преступностью против детей продолжается оставаться довольно тревожной. В 2012 году признано потерпевшими 18134 несовершеннолетних. Около 20 тысяч детей находится в розыске.
Комплекс законодательных мер и запланированных мероприятий призван существенным образом сократить преступность в отношении детей.
Что касается вопроса предотвращения насилия в отношении женщин, то как представитель общественной организации также хочу озвучить и данные исследований, проведенных в разных странах Европы как Всемирной Организацией Здравоохранения, так и различными общественными организациями.
Так, по последним данным ВОЗ, в глобальных масштабах 38% всех женщин, который погибли в результате убийства, были убиты своими интимными партнерами, а 42% женщин, которые подверглись физическому или сексуальному насилию со стороны партнера, в результате этого получили телесные повреждения. 30% опрошенных женщин заявили, что они испытали насилие со стороны своих партнеров. В странах с высоким доходом на душу населения 23% (почти каждая четвертая) опрошенных женщин заявили, что они подвергались насилию. Это жительницы Израиля, Соединенных Штатов, Австралии, Южной Кореи, Германии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Франции и Италии. Случаи насилия в Италии (12,2%) близки к статистике в Швеции (11%). При этом в Германии уровень насилия достиг 27,9%. Исследование, опубликованное в июне 2013 года исходило из 26 баз данных 86 стран.
При этом мы с вами прекрасно понимаем, что у данного вида преступлений высока латентность.
В России и европейских странах примерно в четырех случаях из пяти женщины, подвергшиеся насилию со стороны своего партнера, не стали обращаться в компетентные органы. Более того, часть женщин считает домашнее насилие обычным делом.
По различным данным в Российской Федерации около 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье, большая часть погибших женщин умирают от рук мужей или других близких. По официальной статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации около 26 тысяч детей ежегодно становятся жертвами преступных посягательств со стороны родителей. Еще около двух тысяч детей и подростков, спасаясь от жестокого обращения в семье, кончают жизнь самоубийством.
На повестке дня в России стоял вопрос о целесообразности принятия в России специального закона, направленного на профилактику насилия домашнего насилия, и в частности в отношении женщин. Такие законы действуют в десятках стран мира, были введены в нескольких государствах СНГ и доказали свою эффективность. К примеру, в Молдове случаи внутрисемейного насилия сократились на 30 процентов, а в Украине число только убийств и тяжких преступлений в семье уменьшилось на 20 процентов.
На данный момент рабочей группой, созданной Координационным советом по гендерным вопросам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, разработан соответствующий проект федерального закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия», а также поправки в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство.
Подводя итог выступлению, хотелось бы отметить и рекомендовать государствам-участникам, с учетом выполнения принятых ранее обязательств в рамках ОБСЕ, следующее:
- необходимо на национальных уровнях активизировать работу по выполнению своих международных обязательств в сфере обеспечения гендерного равенства, защиты женщин и детей от насилия;
- необходимо расширить обмен опытом государств-участников по поддержке материнства и детства, повышению качества жизни семьи, повышению рождаемости, по созданию условий для полноценного участия родителей в политической, экономической и общественной жизни, по укреплению роли женщин в сохранении традиционных семейных ценностей;
- необходимо создавать и развивать условия для самообеспечения и благосостояния семьи, как базовой ячейки общества;
- необходимо активнее пропагандировать семейные ценности, престиж семьи и укрепление её роли в современном обществе, используя международные правовые инструменты, институты ОБСЕ, а также активно привлекать к этой деятельности СМИ;
- необходимо уделять больше внимания вопросам защиты женщин и детей от преступных посягательств;
- необходимо развивать неправительственные межгосударственные отношения среди профильных общественных правозащитных организаций, развивать сотрудничество в этой сфере, а также в сфере мониторинга семей, усыновивших детей из других стран;
- при решении вопросов защиты женщин и детей от насилия необходимо уделить особое внимание проведению своевременной виктимологической профилактики и пресечению насильственных преступлений, оптимизации наказания за преступные посягательства, созданию государственных механизмов компенсации причиненного вреда и решению вопросов социальной реабилитации потерпевших от преступлений.
Благодарю за внимание.