3 октября в одном из довольно приятных мест Москвы - Центре фотографии им.Братьев Люмьер - прошло открытие благотворительного фонда "В ответе за будущее", который объявляет своей задачей изменение общественного сознания в нашем обществе. Открытие фонда прошло в живом формате дискуссионного клуба.
Тема дискуссии - "Россия - территория безответственного родительства? В чем не готовы признаться даже самые благополучные семьи".
Созданный компанией Amway благотворительный фонд "В ответе за будущее" запускает многолетнюю программу "С любовью к детям".
Фонд будет распределять гранты среди организаций, в том числе муниципальных, работающих в сфере профилактики жестокого обращения и реабилитации пострадавших детей, продвигать телефоны доверия, вкладывать деньги в обучение социальных работников инновационным методам взаимодействия с семьями и детьми в трудной ситуации, популяризировать концепцию ответственного, или позитивного, родительства.
Конечно, зло сосредоточено в семье: 80% случаев насилия происходит именно в этом очаге крайней опасности для ребенка. Именно такие выводы сделаны в социологическом исследовании Фондом поддержки детей в трудной жизненной ситуации "Семья и родительство в современной России". Статистика ГИАЦ МВД, правда, говорит о цифрах реального насилия, в 10 раз меньших.
Фонд создается при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве (ООН по вопросам образования, науки и культуры), Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации, российского представительства британского благотворительного фонда CAF.
Формат самого мероприятия был выбран очень удачно: прошла живая и горячая дискуссия, включившая всех присутствовавших в зале, среди которых были, в основном, журналисты. Модератор старался удерживать дискуссию в ременных и смысловых рамках. Спикерами выступали психолог, педагог, телеведущая Тутта Ларсен и глава российского отделения британского фонда CAF.
Обсудили разные традиции воспитания в западной и восточной парадигмах. Далее следовали выступления приглашенных экспертов.
Некий психолог Геннадий Чичканов утверждал, что все родители в России, бедные и богатые, умные и глупые, проявляют жестокое отношение к своим детям и испытывают при этом чувство удовольствия от процесса. В более интеллигентных и развитых семьях - методы насилия гораздо изощреннее. Быть безответственным - это наша традиция, по мнению Чичканова. Насилие, в первую очередь, у нас проявляется в отношении еды ребенка, во вторую - учебы. Приводил в пример мамашу, которая мракобесно питает сына свежими сырыми продуктами, запрещая ему обработанную пищу по своим соображениям, и у которой уже давно пора было забрать сына.
В какой-то момент он с вызовом произнес крамольные слова о том, что стоит за скорейшее внедрение ювенальной юстиции, что потом в кулуарах было отмечено организаторами как нежелательный эпизод (теперь же нельзя произносить это словосочетание, а надо заменять его эвфемизмами, фу!).
При попытке выяснения, что стоит за термином "ответственное родительство", Тутта Ларсен была вполне адекватна. Она выражала мнение, что ответственность родителей в том, чтобы услышать ребенка, понять его реальные нужды и состояние, а не сосредотачиваться традиционно на формуле "поел - позанимался - иди спать".
Она говорила, что ее родители воспитывали с ремнем и что она сама не избегает некоторого насилия - лишает, в случае необходимости, прогулок, мультиков и пр. Но нужно изменить тенденцию, сделать модным общаться с детьми, стараться быть в диалоге, в контакте с ними, ввести это общение на уровень обычного потребления - как чистить зубы дважды в день.
Как понимают жестокое обращение в отношении детей и безответственное родительство сами организаторы Фонда не обсуждалось. Это не было предусмотрено программой.
На вопрос о том, как отличить психологическое насилие от воспитания, Чичканов определил, что насилие, то есть жестокое обращение с ребенком, - это любая форма принуждения, наносящего вред, в том числе психический, ребенку. Запрещать гулять - это тоже наносит вред: такой запрет ограничивает развитие ребенка. И предложил создать программу, подобную малышевской, обучения тому, как надо и как не надо воспитывать ребенка на доступном уровне, а то в России единственная форма воспитания - через запреты и бойкоты ребенка.
Прозвучал знакомый дискурс о том, что "даже чтобы водить машину нужны права, а ребенка что, можно просто так родить?" Б.М,Бим-Бад, профессор педагогики, уверял, что нужно сделать так, чтобы каждый молодой человека понимал: быть родителем - это не-ве-ро-я-я-я-тно, просто чудо-о-о-о-вищно тру-у-у-дно и решиться на такой поступок человек может только после осо-о-о-бого обучения тому, как стать ответственным родителем. Как тут не вспомнить цели и задачи фонда народонаселения ООН - ЮНФПА.
Алина Громова, представлявшая отчет МГППУ о деятельности детских телефонов доверия в России (проект Child Helpline International), сообщила, что за 3 года поступило около 55 тыс звонков. 50% звонков - от подростков. Основная тема звонков - детско-родительские отношения: что-то запрещают, что-то не дают, не покупают, обижают, не понимают, заставляют. Дети часто говорят: "Лучше бы он ударил меня, чем сказать такие слова", рассказывая об обидах, нанесенных родителями.
Был задан вопрос, сколько звонков касались реального насилия, по которым дают 116, 117, 156 ст УК.. Ответ: 2-3%. А.Громова также сообщила, что дети даже из трудных семей, которых отбирают и помещают в детдома, хотят только обратно в семью.
Ирина Ерза из CAF рассказала о пользе, которую получила лично она и ее дочки-подростки, пройдя вместе семинар в клубе "Перекресток" и разобравшись в клубке своих взаимоотношений. Она высказала мнение, что в России очень мало мест, где родители могут измениться, поменять свою модель поведения.
В заключении Дискуссионного клуба довольно бесцветно отговорил представитель Амвэй из США Джесси Хирстайн, после которого живо и по-человечески выступил руководитель российского филиала - голландец Ричард Стевенс. Было видно, что он хорошо владеет искусством располагать к себе людей. С юмором и раскованно, он объявил благотворительный фонд открытым.
Очередную информационную кампанию по изменению общественного сознания можно считать открытой.