Это основа Модели профилактики сиротства, по которой в Москве вводят соцпатронат. Часть вторая.

Mar 31, 2013 13:32



ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА "ЕДИНОЙ РОССИИ"
"России важен каждый ребенок" г.Москва

Часть вторая

В целях совершенствования  работы регионального банка данных о детях,
оставшихся без попечения родителей:

1. Подготовлены:
- постановление  Правительства Москвы от 19 мая 2009 года № 449-ПП «Об утверждении Регламента выдачи гражданам Российской  Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, направления на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей»;
- постановление  Правительства Москвы от 15 сентября 2009 года № 991-ПП «Об утверждении Регламента выдачи гражданам Российской  Федерации, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации,  иностранным гражданам, лицам без гражданства направления на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей».
2. Ведется автоматизированный централизованный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правительство Москвы, выражая заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей,  постановлением от 18 ноября 2008 года № 1061-ПП   приняло Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 годы.

Одним из важнейших показателей реализации Комплекса мер и работы регионального оператора государственного банка данных о детях является сокращение (с 2009 года на 12%) числа детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о которых содержатся в банке данных: в 2009 году - 4640 человек, в 2010 году - 4371 человек, в 2011 году - 4299 человек,  2012 году - 4079 человек.

Создается  видеобаза данных о детях (видеопаспорта), которая  обеспечивает наиболее эффективный доступ потенциальных усыновителей к сведениям о детях.

Развивается сеть Школ приемных родителей: в 2008 году -  2 Школы, в 2013 году - 29 (42  с филиалами), что  позволяет снизить риск возникновения  проблем,  связанных с воспитанием детей в новой семье. На базе государственного образовательного учреждения детский дом № 19 создано Городское методическое объединение специалистов  Школ приемных родителей. С 2008 года функционирует городской Клуб приемных родителей, работа которого строится во взаимодействии с общественными организациями.

Принимаемые меры по социальной поддержке семей, принимающих детей, широкое информирование граждан о семейных формах устройства сирот, оптимизация деятельности регионального оператора способствуют увеличению числа детей, переданных в семью.

В целях реализации информационных кампаний, направленных на пропаганду семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в центральных, городских, окружных и районных средствах массовой информации  активно освещаются вопросы значимости  устройства сироты в семью, формируется положительный имидж принимающих ребенка семей.

Телепередачи каналов ОРТ, НТВ, ТВЦ, Столица, Столица плюс, Доверие и другие информировали граждан о различные мерах поддержки замещающих семей.
В соответствии с Законом города Москвы от 14 апреля 2010 года № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» (далее - Закон города Москвы № 12) ежемесячная выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) составляет 12 000 рублей на каждого ребенка вне зависимости от его состояния здоровья.

В случае если дети находятся в приемных семьях и на патронатном воспитании, ежемесячные денежные средства на их содержание выплачиваются в размере:
12 000 рублей - на одного ребенка в приемной семье и семье патронатного воспитателя;
13 000 рублей - на каждого ребенка в приемной семье и семье патронатного воспитателя, воспитывающей двух детей;
15 000 рублей - на каждого ребенка в приемной семье и семье патронатного воспитателя, воспитывающей трех и более детей;
15 000 рублей - на содержание ребенка-инвалида, независимо от числа детей в приемной семье (постановление

Правительства Москвы 15 мая 2007 года № 376-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы
от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве»).

Постановлением Правительства Москвы  от 26 мая 2009 года № 492-ПП «Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной компенсационной  выплаты лицам, усыновившим на территории города Москвы после 1 января 2009 года ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  установлена ежемесячная  выплата лицам, усыновившим ребенка на территории города Москвы, в размере 12 000 рублей на каждого усыновленного ребенка вне зависимости от состояния его здоровья.

В целях укрепления семейных форм воспитания детей-сирот, повышения уровня социальной защищенности и материальной поддержки семей усыновителей, а также опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей разработан и готовится к принятию проект постановления Правительства Москвы, которым предусмотрено увеличение размера ежемесячных социальных выплат на содержание детей при всех формах семейного устройства.

В соответствии с указанным проектом постановления ежемесячные выплаты на содержание детей увеличиваются от 15 000 до 25 000 рублей в зависимости от  возраста и состояния здоровья ребенка.

Законом города Москвы № 12 и постановлением Правительства Москвы от 29 марта 2011 года № 93-ПП «Об утверждении Порядка выплаты ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю» предусмотрена ежемесячная выплата вознаграждения приемным родителям и патронатным воспитателям, которая зависит от наличия у ребенка инвалидности: 15 155 рублей - за каждого взятого на воспитание ребенка и 25 763,5 рублей - за воспитание каждого ребенка-инвалида.

Также статьей  20  Закона города Москвы № 12 предусмотрены иные виды государственной поддержки приемных семей и семей, принявших детей на патронатное воспитание:
- ежегодного обеспечения детей, переданных в приемную семью, на патронатное воспитание, путевками для отдыха, приобретаемыми за счет средств бюджета города Москвы;
-  выделения один раз в два года путевок для отдыха детей, переданных в приемную семью, на патронатное воспитание, в сопровождении приемного родителя или патронатного воспитателя.

Кроме того, приемным родителям и патронатным воспитателям, принявшим на воспитание в семью трех и более детей-сирот предоставляются:
1) бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси);
2) возмещение расходов по оплате телефона в жилом помещении, в котором фактически проживают дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание (за исключением услуг междугородней и международной связи);
3) возмещение расходов по оплате за жилое помещение, в котором фактически проживают дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание, и коммунальные услуги.

Детям, переданным на безвозмездную опеку (попечительство) гарантирована ежемесячная выплата на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг и телефона в размере 928 рублей.

Постановлением Правительства Москвы  от 14 апреля 2009 года № 312-ПП «О мерах по улучшению оказания медицинской помощи и образовательных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданным на воспитание в семьи граждан» введен  Сертификат на бесплатное медицинское сопровождение и предоставление образовательных услуг детям из семей усыновителей, опекунов, приемных родителей (ежегодно Сертификат получает около 1 500 детей).

Также Законом  города Москвы № 12 введена норма о  сопровождении семей, принявших ребенка на воспитание. На базе учебно-методического центра «Детство» создана городская Служба сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание. На 7 января 2013 года договоры о сопровождении семьи заключены с 57 кризисными семьями.  В 2012 году подобные договоры заключены с 55 семьями и 2053 семьям была оказана консультативная помощь, в 2011 году - 50 семей и 1207 семей соответственно.

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» усыновителям из бюджета Российской Федерации выплачивается единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 13 087,61 рублей на каждого усыновленного ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья.

Кроме того, в городе Москве гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим усыновившим или удочерившим детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с усыновлением в размере: 5 прожиточных минимумов (45 940 рублей) - на первого усыновленного ребенка; 7 прожиточных минимумов (64 316 рублей) - на второго усыновленного ребенка; 10 прожиточных минимумов (91 880 рублей) - на третьего и последующих усыновленных детей (Закон города Москвы № 61). От состояния здоровья ребенка выплата не дифференцируется.
Дополнительные гарантии на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и регулируются Законом города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» (далее - Закон города Москвы №  61).

В целях реализации Закона города Москвы № 61 постановлением Правительства Москвы от 2 октября 2007 года № 854-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и порядок предоставления жилых помещений.

Таким образом, в городе Москве предусмотрено вне очередное однократное получение благоустроенного жилого помещения по договору безвозмездного пользования не только в случаях отсутствия закреплённого жилого помещения, но, и в случаях, когда возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в сохранённые за ними жилые помещения противоречит их интересам и невозможно в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных законодательством  города Москвы.

На протяжении всего срока действия договора безвозмездного пользования, заключенного с выпускником, ГУП «Моссоцгарантия» совместно с управлением социальной защиты населения административного округа города Москвы осуществляет контроль за использованием лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделенных помещений.

На основании Закона города Москвы № 61 жилые помещения предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке, в соответствии с которым:
- лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы, предоставляются квартиры;
- решение о предоставлении жилой площади принимает Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, под председательством Заместителя Мэра в Правительстве Москвы;
- выделение жилых помещений выпускникам осуществляется Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы;
- жилые помещения предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии со срочным договором безвозмездного пользования жилым помещением сроком на 5 лет, по истечении которого квартира передается по договору социального найма.

Полномочие по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, исполняется городом в полном объеме, в связи, с чем задолженность по предоставлению жилых помещений отсутствует.
В 2010 году обеспечено жилыми помещениями 636 лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году - 547 человек, в 2012 году - 433 человека. В 2013 году в Программу обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, включено 511 человек.
После окончания пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускники зачисляются на социальное сопровождение в учреждения социального обслуживания.

В соответствии с Законом города Москвы от 9 июля 2008 года № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» (далее - Закон города Москвы № 34) социальное сопровождение осуществляется социальными службами временно или постоянно в целях оказания гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, услуг социального обслуживания, а также предотвращения опасных для их здоровья и благополучия последствий необеспеченности указанными услугами.

Предоставление социального сопровождения осуществляется путем проведения постоянного социального надзора, регулярного посещения, оказания необходимой социальной поддержки во взаимодействии с работниками учреждений здравоохранения, образовательных учреждений, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства и других организаций.
На каждого принято выпускника учреждением социального обслуживания:
- издается приказ о постановке на социальное сопровождение;
- составляется акт материально-бытового положения;
- формируется журнал учета выпускника, личное дело;
- составляется индивидуальная программа его социальной адаптации;
- оформляется паспорт выпускника и ведется социальная карта.

При постановке на социальное сопровождение выпускники обеспечиваются информационными справочными материалами с указанием адресов и телефонов  организаций и служб округа (района), в которых они могут получить помощь по различным вопросам.

В ходе социального сопровождения специалисты учреждений социального обслуживания, помимо предоставления различного рода социальных услуг, осуществляют контроль целевого использования жилого помещения, что позволяет обеспечить сохранность жилья.

В настоящее время на социальном сопровождении состоит 3397 чел.
Кроме того, в соответствии с Законом города Москвы № 12, начиная с 2012 года, в городе Москве реализуется постинтернатный патронат. Функции по постинтернатному патронату возложены на организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Полномочия по опеки и попечительству в отношении несовершеннолетних в городе Москве возложены на органы местного самоуправления, за исключением органов опеки и попечительства, находящихся на территории, присоединенной к городу Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью».

Статьей 5 Закона города Москвы от 26 декабря 2007 года № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа» (далее - Закон города Москвы № 51) установлен норматив численности работников муниципалитета, осуществляющих работу по защите прав и интересов детей, который определяется из расчета не менее одного работника муниципалитета на 2000 детей, проживающих на территории муниципального образования, но не менее трех работников.  Дополнительная численность работников предусматривается из расчета не менее одного работника на 100 детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, проживающих на территории муниципального образования.

По состоянию на 1 января 2013 года численность специалистов по защите прав и интересов детей составляет 948 человек.

Координация, государственный контроль и методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется Департаментом социальной защиты населения города Москвы (Закон города Москвы № 12 и Закон города Москвы № 51).

Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы осуществляется в следующих формах:
- ревизия финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в части использования субвенций, предоставленных для осуществления отдельных полномочий города Москвы;
- заслушивание информации, отчетов должностных лиц органов местного самоуправления об осуществлении отдельных полномочий города Москвы;
- запрос необходимой информации об осуществлении отдельных полномочий города Москвы;
- проведение комплексных проверок;
- выдача органам местного самоуправления и их должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений;
- экспертиза правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц, принятых по вопросам, связанным с осуществлением отдельных полномочий города Москвы;
- назначение уполномоченных должностных лиц для наблюдения за реализацией отдельных полномочий города Москвы.

В частности уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, в 2012 году было проведено 11 комплексных и 16 тематических проверок органов местного самоуправления. В 2013 году Департаментом социальной защиты населения города Москвы планируется провести 10 комплексных и 10 тематических проверок.

В рамках межведомственного взаимодействия в городе Москве регулярно проводятся курсы повышения квалификации специалистов, работающих в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних. В обучении принимают участие: руководители и заместители руководителей муниципалитетов, начальники отделов, заведующие сектора и специалисты органов опеки и попечительства, сотрудники уполномоченных организаций. В 2010 году подготовку прошли 200 человек, в 2011 году - 330 человек, в 2012 году - 330 человек.
В Департаменте социальной защиты населения города Москвы сконцентрированы все имеющиеся в Москве организационные ресурсы, за исключением домов ребенка, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы. В ведении Департамента находятся:
26 - центров социальной помощи семье и детям, 80 - отделений социальной помощи семье и детям;
11 - социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
30 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7 детских домов - интернатов для умственно отсталых детей, в которых по состоянию на 1 января 2013 года находится 1 870 человек (дети-инвалиды), страдающие психическими расстройствами, в том числе 1 227 - оставшихся без попечения родителей.

В структуре детских домов-интернатов имеются отделения медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической, психолого-консультативной  помощи, социально-трудовой реабилитации. Специалисты указанных подразделений детских домов - интернатов проводят работу по социализации детей и интеграции их в общество.

На основании Закона города Москвы № 12, Закона города Москвы № 51, Закона города Москвы № 34 осуществляется межведомственное взаимодействие в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Должностные лица учреждений (в том числе социальной защиты населения и здравоохранения) информируют органы опеки и попечительства о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Органы опеки и попечительства обеспечивают устройство несовершеннолетних в организации для детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статье 155.1 .Семейного кодекса Российской Федерации «Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, а также в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы».

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и надзор за деятельностью опекунов и попечителей несовершеннолетних.

В целях организации работы по выдаче направлений на помещение несовершеннолетних под надзор в организации Департаментом социальной защиты населения города Москвы издан приказ от 20 ноября 2012 года № 743 «Об утверждении Порядка выдачи направления на помещение несовершеннолетнего под надзор в организацию для детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей», которым определены условия, сроки и требования для выдачи направления.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления (муниципалитетов) о помещении детей, оставшихся без попечения родителей, в организации под надзор являются для данных организаций обязательными.

Previous post Next post
Up