Ирина Бергсет, лидер Международного движения "Русские матери", прислала свою оценку Круглого стола. Ирина пострадала от норвежской ювенальной системы, младший ее сын по-прежнему в Норвегии. Ирина теперь видит свою миссию в том, чтобы не допустить принятия подобных ювенальных законов в нашей стране, чтобы развенчивать мифы о внешне благополучной Европе, уберегая наших женщин от возможности разделить ее судьбу матери, лишенной сына. Я разделяю ее позицию по Круглому столу, поэтому публикую ее статью.
"20 сентября 2012 года в 15:00 в Госдуме в Комитете Е.Мизулиной прошел круглый стол по обсуждению законопроекта "О соцпатронате", который будет принят в первом чтении 25 сентября 2012 года. Аудитория разделилась - профессиональное сообщество от опеки и госпатроната - "за", гражданское общество - "против". Мощный аргумент профессионального сообщества опекунов - давление и опыт международного сообщества.
Экспертная оценка законопроекта "О патронате" от МОД "Русские матери"
20 сентября 2012 года.
Конспект.
Законопроект "О соцпатронате" имеет прогрессивную и регрессивную составляющие.
Прогрессивная составляющая состоит в необходимости продолжения государственного патроната над российскими семьями "группы риска" - семьями алкоголиков, наркоманов и семьями с криминальным прошлым или криминальным настоящим. Гражданское общество в России и МОД "Русские матери" поддерживает оказание государственной помощи детям из российских семей "группы риска". И однозначно настаивают на сужении аудитории введении государственного патроната исключительно до - российских семей из группы риска.
Регрессивной составляющей данного законопроекта является намерение профессионального сообщества "сотрудников опеки и системы госпатроната" расширить аудиторию патронатной помощи до - "всех российских семей". Введение тотального патроната всех российских родителей, которое просматривается в формулировках законопроекта - не может быть одобрено гражданским обществом России. Авторы законопроекта и профессиональное сообщество "госпатроната" ссылаются на положительный международный опыт.
Международный опыт введения госпатроната над всеми жителями страны и всеми семьями, проживающими на той или иной территории, действительно имеет место быть и осуществляется в таких странах как Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Новая Зеландия, США, Канада и многих других. Кратко.
Одними из первых стран, которые ратовали и пропагандировали такой тотальный подход к патронату семей были Великобритания и Норвегия. На примере Норвегии. В 90-е годы ХХ века был введен в Норвегии госпатронат всех семей, проживающих в стране. Официальная статистика (Госкомстат Норвегии, ССБ) свидетельствует, что сегодня в Норвегии с населением 4 миллиона человек, из которых 1 миллион детей (в возрасте от 0 до 21 года) отобрана, то есть перешла под абсолютный госпатронат 1/5 всех проживающих в стране детей, 200 тысяч детей отобрано у хороших родителей.
Орган госпатроната Норвегии под названием "Барневарн" гордится, что отбирает 1,5 ребенка в час у хороших родитей. Тотальный госпатронат в Норвегии закреплен законом номер 100. Предложенный сегодня на обсуждение общественности российский законопроект "О патронате" во многом копирует норвежский закон номер 100.
Напомним, что на сегодняшний день в Норвегии под госпатронатом находится более 5000 детей, имеющих одного или обоих родителей русского происхождения. Учитывая, что российская диаспора в этой стране - немногим более 10 тысяч человек, становится очевидным, что под госпатронат попали тотально все российские дети, проживающие в этой стране.
Если российские законодатели намереваются некритично копировать,например, норвежский опыт госпатроната семей, то это однозначно - регресс и шаг назад. Потому что сегодня в Европе намечается устойчивая тенденция резкой критики со стороны гражданского общества такой политики тотального огосударствливания детей.
Зарубежный опыт показывает, что различные практики госпатроната, апробированные в европейских странах на протяжении последних 25-30 лет, далеко не всегда являются позитивными, а порой направлены на уничтожение института семьи как такового. В связи с тем, что Россия сегодня вступает на далеко не новый для Европы путь введения госпатроната семей, России и принадлежит особая миссия, прогрессивная миссия. Вместо слепого копирования западного опыта - у России есть возможность ВЫБРАТЬ прогрессивную составляющую этого западного опыта и применить только эту позитивную составляющую к наиболее слабому звену российских семей - семьям из "группы риска": семьям алкоголиков, наркоманов, а также семьям с криминальным прошлым или криминальным настоящим.
Зачем повторять негативный опыт Европы? Если можно учиться на ошибках Европы? Обсуждаемый сегодня российский законопроект "О патронате" вполне может стать прогрессивным не только для России, но и для Европы и всего международного сообщества, если уйдет от тоталитарного подхода контроля за всеми семьями и сосредоточится на усовершенствовании помощи семьям "из группы риска".
Координатор МОД "Русские матери" (22 страны) - Ирина Бергсет, 89197272188