Утром "Принцесса Анастасия" прибыла в порт Хельсинки. Так как наш тур был рекламным, то обзорной экскурсии по городу мне было не избежать. Впрочем, я особо и не возражала, так как в Хельсинки была много раз и гулять по нему сейчас мне особо не хотелось. В рамках же обзорной экскурсии у нас стоял остров-музей Сеурасаари, в котором я как раз не была. А музеи деревянного зодчества под открытым небом, как вы, наверняка, помните, я уважаю. Вообще, финны в самом прямом смысле помешаны на природе и экологии. И Саурасаари - одно из таких мест в черте Хельсинки, где природой можно насладиться сполна.
Остров - это сплошной парк, в нем водятся ручные белки, которые уже стали символом Саурасаари - его в народе прозвали Беличьим островом. А еще утки. Самое забавное, что в начале июня, как раз тогда, когда мы там были, у уток только-только вывелись утята, и они гордо прохаживались по берегу со своим потомством. Смешное зрелище! :)) 2.
Музей на Саурасаари появился в 1909 году. Именно тогда на остров привезли первые дома, фермы и прочие деревянные постройки 17-19 веков. Сейчас их здесь насчитывается несколько десятков, они собраны со всех уголков Финляндии, и чтобы обойти их все, заглянуть внутрь, поинтересоваться особенностями традиций и быта, посмотреть, как жили и выяснить, чем занимались финны несколько веков назад, понадобится около трех-четырех часов. К сожалению, рекламник - он где угодно рекламник, и этих трех-четырех часов у нас не было. К тому же мы приехали слишком рано, когда был открыт только парк, но не музей, и смогли полюбоваться финским деревянным зодчеством только снаружи и в пределах лишь 50 минут. 3.
Но все-таки кое-что я вам сейчас покажу. Мне кажется, что такой интересный музей в пределах доступного многим Хельсинки не может остаться без внимания. Начнем? Первым на нашем пути попался лодочный сарай 19 века со "Смоляными" лодками внутри, привезеный сюда из центральной Финляндии. 4.
Эти лодки использовались финнами для транспортировки смоляных бочек, были длинными (около 14 метров в длину) и могли выдеживать груз до четырех тонн. 5.
А этот сарайчик использовался, как жилое помещение во время сенокосов. В нем был земляной пол, и в принципе, никаких удобств. Такие строились в Лапландии в 19 веке. 6.
Еще одно загадочное северо-финское сооружение. Небольшие "домики" для хранения мяса строились на высокой деревянной колонне-ножке. Это были сезонные амбары. Сооружали их такими охотники. И делали это для того, чтобы медведи и россомахи не могли добраться до запасов. Сами же охотники поднимались туда с помощью приставных лестниц. 7.
Вообще, как вы уже, наверное, и сами поняли, всякие временные постройки, амбары и сарайчики финны очень любили. Поэтому покажу вам еще один. Вот этот домик, коий, правда, гордо называется коттеджем, был построен в 1820 году и стал, кстати, первым, который привезли в музей. Знаете для чего он был предназначен? В нем жили пастухи! Всё лучше, чем спать на открытом воздухе. Ведь эти коттеджи строились на отдалении от деревень, так, чтобы пастухи могли спокойно заниматься своими стадами и не возвращаться каждый вечер в родные избы. Дойкой коров они тоже занимались тут же, поэтому коттедж отновременно служил и молочным амбаром. 8.
А так выглядел крестьянский двор. Это - двор Ниемеля. Именно он подтолкнул будущего основателя музея Акселя Хейкела к идеи создания музея под открытым небом на острове Сеурасаари. 9.
Возводили этот двор очень интересно. Сначала его хозяева построили сауну, в которой также и жили сами. Случилось это в 1786 году. Потом уже их потомки в 1844 году возвели жилой дом с отоплением по-черному. Правда, вскоре в крыше этого дома они сделали дыру, через которую выходил дым, и только гораздо позже в нем появилась труба. Теперь же этот двор - классический пример финской фермы. Здесь есть жилые дома, кладовые, молочные амбары, сауна, летняя кухня, коптильня и конюшня. Над конюшней расположено небольшое жилое помещение, его использовали в качестве спальни в теплое время года. Большинство строений датируется 1840-ми годами постройки. 10.
Пасторат, или другими словами, церковный приход, где, собственно, мог жить и сам пастор. Обычно пастораты располагались рядом с церквью и считались центром культурной жизни. Именно это был построен в 1797-1798 годах. В резиденции было шесть комнат, кухня и прихожая. 11.
Церковь Каруна - одно из самых старых зданий музея и, пожалуй, самое интересное. 12.
Дело в том, что историй ее появлений несколько. Одну из них нам рассказал музейный гид, а другую я потом сама нашла в интернете. По интернетной версии, в 17 веке молодой дворянин Арвид Хорн влюбился в свою двоюродную сестру Ингеборгу. Пара хотела узаконить свои отношения, но жениться на близких родственниках в ту пору считалось не комильфо, и отец невесты не дал благословения. Безумно влюбленный, не думая о возможных последствиях, Хорн похитил Ингеборгу, и вместе они в течение многих месяцев жили в лесу. Однако, это был тоже не вариант. Тогда Хорн пошел на отчаянные меры: взял да и украл самого священника, посадил его на хлеб и воду и пообещал держать в заложниках, пока тот не согласиться на выполнение церемонии бракосочетания. В итоге венчание состоялось, но наказание все же было наложено: новоиспеченному мужу навсегда запретили сидеть на передней, "почетной" скамье в церкви во время литургии. Для такого человека, как Арвид Хорн это было абсолютно неприемлемо, и он решил построить свою, отдельную церковь. Так, в 1686 году она была закончена и получила имя дочери Ингеборги - Марии-Элизабет, коя позже стала его второй жены. По версии гида, история была немного другой. Арвид Хорн в тот момент молодым уже вовсе не был, он был давно и стабильно женат. Но когда подросла дочь жены от первого брака, вдруг внезапно влюбился в нее и захотел жениться. У жены же и пастора от такой идеи глаза полезли на лоб, и именно это стало причиной запрета обвенчать пару. Тогда любвиобильный дворянин украл священника, спрятал его в своем доме и начал шантажировать. Он даже пообещал построить ему новую церковь, чем, собственно, и занялся. Но священник был непреклонен. Свадьба не состоялась. Однако церковь все-таки была достроена. Ну, а мущщина потом влюбился еще в кого-то, и все нашумевшая история рассосалась. 13.
Церковные лодки. Эти лодки принадлежали церкви и на них на свадьбы или похороны могли отправиться сразу все жители деревни. Так же они использовались для того, чтобы жителей дальних деревень привозить на церковные службы. В каждую лодку умещалось больше ста человек, а для гребли требовалось 14 гребцов. 14.
15.
А это - еще одно прицерковное сооружение, временный дом с конюшней. На церковные службы жители отдаленных деревень и хуторов приплывали не только на лодках, но и приезжали на лошадях. Частенько эти деревни находились в десятках, а то и в сотне километров от церкви, и обернуться за один день так далеко живущему человеку было нереально. Поэтому рядом с церковью нередко строились такие временные дома с конюшнями. На первом этаже хозяин такого дома мог оставить лошадь, а на втором переодеться с дороги перед службой и переночевать. Никаких особых удобств в таких домах не было, они были исключительно просты и аскетичны. 16.
А теперь давайте я покажу вам полноценную финскую усадьбу. Вот, к примеру эту, под названием Kahiluoto в стиле рококо. Земли на побережье моря, где она стояла, с 15 века принадлежали высоким военным чинам и членам правительства. Усадьба состояла из главного здания и нескольких хозяйственных построек рядом с ним. Она была чем-то вроде летней дачи состоятельного семейства. Внутрь мы, разумеется, не заходили, так как было закрыто. Но я прочитала, что обстановка там сохранилась с конца 18 века, включая кое-какую мебель в густавианском и более поздних стилях, камин и даже обои. Рядом с усадьбой, как оно обычно бывает на дачах, был разбит небольшой сад. 17.
Еще одно интересное сооружение, которые мы обнаружили в музее неподалеку от усадьбы Kahiluoto, была водяная лесопилка. Правда, именно к этому поместью она не имела никакого отношения, ее привезли из другого поместья Sarvilahti, с юго-запада Финляндии. Лесопилки в Финляндии всегда были серьезными предприятиями. Первые из них появились в 16 веке. Тогда для получения энергии впервые стали использовать проточную воду, или другими словами, реки. Именно та лесопилка, которая сейчас стоит в музее, была построена в 17 веке. Но мы, к сожалению, промчались мимо нее с бешеной скоростью, и я даже не успела ее толком сфотографировать. :( Кстати, проработала эта лесопилка около двух веков. В 19 веке ее механизмы заменили на паровые. 18.
Ну, и, наконец, мельницы. Конечно, как и в любой другой европейской стране, их строили в Финляндии на протяжении многих веков. Самыми распространенными были мельницы ветряные. Верхняя секция такой мельницы, та самая, которая с лопастями, поворачивалась вокруг вертикальной оси с помощью специального рычага, похожего на хвост сороки. И финны из-за этого рычага прозвали такие мельницы мельницами-сороками. 19.
Вот, пожалуй, и всё. Конечно, мы посмотрели далеко не все экспонаты в музее на Саурасаари, но была пора уезжать. А вам, друзья, особенно если вы часто бываете в Хельсинки, я бы порекомендовала побывать на этом замечательном острове, осмотреть дома, зайти внутрь. Уверена, что многие из них таят в себе массу интересных историй, помимо тех, которые я вам рассказала. 20.