Страшный Тегеран

Jul 11, 2014 10:31

Честно говоря, до сих пор никто из моих знакомых путешественников, уже побывавших в Иране, ничего путного о Тегеране сказать не мог. Подавляющее большинство из них столицу просто миновали, предпочтя лишь прилететь в нее и сразу уехать в какие-нибудь более интересные места, другие, если и останавливались в Тегеране, то не больше, чем на одну ночь. Так, видимо, и пошла гулять молва о том, что смотреть в нем ровным счетом нечего.
Но у нас с Антоном как-то так сложилось, что мы столицы государств всегда смотрим. Может, мы и не правы, но, знаете, без осмотра столицы путешествие какое-то неполноценное, на наш вкус, что ли... В общем, в Тегеране мы решили побывать, а потому сразу из аэропорта отправились в один из столичных отелей (о наших местах ночевок в Иране я вам подробно еще расскажу), а на следующее утро - бродить по Тегерану.




О, Тегеран оказался явно противопоказан жителям мегаполисов. Это большой, шумный, полный всевозможного транспорта город, в котором нет места пешеходам.
2.


Хотя нет, я все-таки выразилась не совсем верно. Зеленые зоны: разные парки, скверы и бульвары, засаженные розами, которые как раз цвели, когда мы там были, всевозможные фонтаны, тенистые деревья и прочие природные прелести в нем есть.
3.


4.


5.


Но, если вы решите прогуляться по Тегерану пешком, то вряд ли такая прогулка принесет вам массу положительных эмоций. Тегеран считается самым крупным городом Ирана - здесь проживает около 17 миллионов жителей, транспорта здесь столько, что пробки на местных улицах по протяженности и плотности порой случаются сродни московским. Весь этот транспорт - автомобили, рейсовые автобусы, маршрутки в большинстве своем такие древние и убитые, что вообще не понятно, как они ездят. Но зато газуют так, что мама не горюй! Мы прочитали в путеводителе, что летом в Тегеране уже через несколько часов после рассвета бывает трудно увидеть солнце. Все погружается в смог... Правда, сами мы этого явления не наблюдали, но подтвердить можем со стопроцентной уверенностью - дышать на тегеранских улицах тяжело, воздух хуже нашего московского (хотя, казалось бы, куда хуже?) и желание прогуляться по по городу пешком, если у нас поначалу и возникло, то быстро пропало.
6.


7.


К тому же, вы бы видели, как ездят в Тегеране! Такси там дешевое - поездка в полчаса-час обычно обходится не дороже 200-300 рублей в переводе на наши деньги - и мы часто им пользовались. Так вот, сколько же раз мы видели, как водители подрезали друг друга, выруливали и разворачивались там, где и близко было невозможно! Светофоры для них, если и существуют, то только "для галочки", они здесь носят рекомендательный характер и на них почти не обращают внимания. Зебры и разные пешеходные переходы хоть и есть, но вы сами понимаете, если уж на светофоры никто не смотрит, то кто будет смотреть на зебру. Переход шоссе с активным движением - это в Тегеране целая история. Честно говоря, я даже не представляю, как там переходят улицы, к примеру, туристы-европейцы, привыкшие у себя в Европе к тому, что весь транспорт тут же замирает, едва им стоит ступить на зебру. Увы, в Тегеране ни один водитель, видя вас на дороге, даже не снизит скорость. Он будет ехать, как ехал. И это ваша проблема, как вы будете от него уворачиваться. А дорог с активным траффиком в Тегеране много, они там почти все такие!
8.


9.


Впрочем, если уж мы заговорили об иранском столичном транспорте, то нам понравилось их метро. Сейчас тегеранская подземка состоит из четырех линий. Они различаются по цветам и номерам и протягиваются из конца в конец города. Метро ходит часто, днем каждые две-четыре минуты (ждать поезда нам пришлось всего лишь один-единственный раз около минут семи или десяти, и это явно был нонсенс, так как пришел он в итоге забитым под завязку). Станции чистые, поезда хотя и не новые, но и не допотопные, вполне приличные, не облепленные рекламой, как в том же Киеве - жесть! - и даже с кондиционерами. Единственным минусом тегеранского метро нам показалось то, что станции все-таки располагаются далековато друг от друга. Нет, поезда преодолевают перегоны вполне себе быстро, но вот, если вы оказались в городе, то далеко не всегда до ближайшей станции метро вам удастся дойти пешком. Впрочем, оно и у нас так же.
10.


11.


Женский вагон.
12.


Кассы.
13.


Билетные автоматы.
14.


Турникеты.
15.


Внутри метро, практически во всех переходах от станции к станции есть магазинчики и разные кафешки.
16.


А еще везде обязательно есть прилавки с духами! Обязательно! :)
17.


А так выглядит вход в метро.
18.


Итак, Тегеран!
Покажу вам немного картинок города.
19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


Здесь, помимо идеи "просто погулять" мы решили почтить визитом четыре местные достопримечательности: музей ковров, национальный музей Ирана (главная его фишка - это оригинальные барельефы из Персеполиса, поэтому я расскажу вам о нем попозже, в заметке, в которой буду глаголить как раз об этом удивительном центре цивилизации), монумент Азади и башню Милад. Все эти места интересны были тем, что отражали особенность Ирана, его аутентичность и то самое, чем он отличается от других стран. Взять, к примеру, музей ковров. Наверное, если спросить любого человека: где делают самые красивые ковры в мире? - он, не задумываясь ответит, что в Иране. Или в Персии, да. Ибо эта страна уже много столетий назад прославилась своими чудесными коврами на весь мир. Ну, а если так, разве могли мы пройти мимо такого музея? :)
К нашей радости музей ковров территориально расположился в одном из тегеранских парков, и нам не пришлось дышать смогом, пока мы шли к нему. Огромное фундаментальное здание, я бы сказала, в советском стиле, если бы это была Россия. :) Вообще, что интересно, музеев в Иране много, но к ним здесь относятся более чем спокойно: не дрожат над экспонатами, не холят и не лелеют какие-то ценные находки или изделия. Красиво? Красиво! Бах в витрину и забыли на годы! В лучшем случае напишут "Руками не трогать" и "Снимать без вспышки". Это касается и музея ковров. Казалось бы, уникальная коллекция, ковры 18-ого, 19-ого, 20-ого веков, а содержат их как-то странно. В некоторых витринах даже кое-где стекол не хватало... Да и сами ковры, было заметно, не выдержали всех испытаний временем.
А коллекция в музее действительно потрясающая. Ковры в ней собраны практически из всех иранских провинций и, кстати, не только иранских. Все они отличаются узорами, цветом, материалом (чаще всего их делали из шерсти, хлопка или шелка, а иногда из смешанной нити), количеством узелков на один квадратный сантиметр и другими параметрами. Кстати, ковер в Персии считался тем лучше, чем плотнее он был, чем больше этих самых узелков было. Вы не поверите, но мы с Антоном нашли в музее ковер с 16700 (!) узелками. Я так и теряюсь в догадках до сих пор - неужели это правда, или все-таки закралась опечатка в описании...
29.


Всего ковров в музее не меньше ста. Сразу, как только вы сюда попадете, то можете изучить процесс ковроткачество в фотографиях на стенах, а также рассмотреть в нескольких витринах предметы, с помощью которых персы издревле красили в разные цвета нити для ковров.
30.


31.


Честно говоря, много названий для нас оказались незнакомыми, но кое-что - например, кошениль, графит - мы узнали. Здесь же есть настоящий, хотя и маленький, ткацкий станок, на котором любой желающий может попробовать позавязывать ковровые узелки. Мы, правда, не стали этим заниматься: я уже пробовала это делать в Баку несколько лет назад, а Антон - типа, не девочка! :)
32.


Вообще, как мы поняли, ткать в Персии ковры начали еще задолго до смены тысячелетий. Правда, самого древнего ковра здесь нет. Не поверите, несмотря на то, что он персидский, хранится он ни где-нибудь, а в Питерском Эрмитаже. А все дело в том, что нашли его в Сибири в Пазырыкском кургане во время раскопок, вот и увезли в главный музей страны. Тому ковру 2,5 тысячи лет. Ну, а в тегеранском музее ковров можно увидеть его копию, которую, кстати, от греха подальше, тоже запрещают фотографировать со вспышкой.
33.


Мы же больше прониклись коврами, сделанными в конце 19 - 20 веках. Главная их особенность - это то, что на них присутствует сюжет. То есть, изображены на нем отнюдь не узоры, хотя и они тоже, а животные и даже люди. Почему вдруг сие имеет место, я, честно говоря, теряюсь, так как всегда думала, что Коран запрещает изображать лица. Но, как оказалось... Особенно нас с мужем пленил ковер "Четыре времени года" из Тебриза начала 20 века. На нем действительно изображены зима, весна, лето и осень, люди, выполняющие полевые работы, приуроченные именно к этим сезонам, прилетающий весной птиц, бегущие ручьи, урожаи и т.д. и т.п.
34.


Но самое потрясающее, что на нем же изображены Адам и Ева в раю, да-да, именно в голом виде. На персидском ковре, в шиитском государстве! Вот это как?
35.


Другие ковры тоже не менее интересные. Не успела я еще прийти в себя после "Времен года", как впечатлилась другим шедевром под названием "Короли и знать", сделанным в Кермане в 1905 году. Уверена, что и вы многие портреты на нем тоже узнаете. Мы же глазам своим не поверили, когда узрели там американского президента Джорджа Вашингтора и нескольких других. Нее, понятно, конечно, что в 1905 году США никаких санкций на Иран еще не накладывали, но все же!
36.


Кстати, если говорить о физиономиях на коврах, то далеко вообще ходить не надо. Прямо при входе на главную экспозицию висит огромнейший ковер с лицами разных великих деятелей прошлого (см. фото №29). Наполеон и Петр Первый нам на нем в глаза бросились сразу, а, приглядевшись, мы нашли и многих других знакомцев, а Антон даже в ком-то Путина признал. :))
Но, конечно, не только ковры с лицами покорили нас в музее. Например, я была в восторге от рельефного ковра из Исфахана "Медальоны с арабесками и животными" - он, по-моему, вообще, что-то невообразимое.
37.


Или вот, очень нежный "Дерево жизни" из Кермана с деревом и птичками.
38.


"Ворота в небеса" из Исфахана с речкой и цветами...
39.


По-моему, прекрасно! Но сразу предупреждаю ваш вопрос, дорогие друзья! Нет, домой ковер мы не купили - везти тяжело, класть некуда, да и к тому же на вывоз ковров из Ирана имеются ограничения в зависимости от размеров изделия. Вот так!
40.


41.


42.


В общем, перейду-ка я лучше к описанию следующего тегеранского места, которое мы посетили, - монумента Азади. Азади значит Свобода. Честно говоря, не знаю, почему этот монумент назвали именно так, ведь возвели его в 1971 году, за восемь лет до революции и свержения последнего шаха. Однако - однако!
43.


Кстати, интересно то, что именно на площади, где он стоит, проходили многочисленные революционные митинги. Так вот, монумент представляет собой 45-метровую арку необычной формы, но очень симпатичную. В путеводителе Bradt, который у нас с собой был, почему-то написано, что арка неухоженная и требует ремонта, но это явно какая-то фантазия автора, так как нам он показался пусть и не отремонтированным "с иголочки", но вполне себе приличным.
44.


А самое интересное, что можно подняться на самый верх монумента - там находится смотровая площадка, откуда открываются симпатичные виды на Тегеран. Это мы и решили сделать.
Подняться на монумент можно двумя способами: пешком по лестнице или на двух лифтах с пересадкой, так как арка изогнутая, и один лифт может довезти только до части, где арка начинает изгибаться. Но перед тем, как сесть в лифт, здесь еще можно осмотреть экспозицию небольшого музея, где хранятся разные украшения, вазочки, посудинки и прочие "пылесборники" из самоцветов и других ценных камней, которыми, как выяснилось, Иран весьма богат. Честно признаюсь, что сий музей мы осматривать не стали, ибо дело близилось к 18 часам, когда монумент закрывается, а потому мы не стали рисковать и сразу поехали наверх. Смотровая площадка не подвела, она была хотя и небольшая, но виды оттуда открывались во все стороны через этакие частично застекленные окошки, в дыры между остеклением которых отлично помещалась фотокамера.
45.


46.


47.


48.


49.


50.


51.


52.


53.


Мы так загуляли на смотровой площадке, что не заметили, как наступили шесть часов вечера. Вспомнил о нас охранник. Он поднялся за нами и велел топать в лифт. :)) Правда, пока мы спускались (а он спускался вместе с нами) он остановил нам лифт еще на двух этажах, где можно было посмотреть на конструкцию монумента изнутри и на то, как выглядит арка.
54.


55.


А дальше было весело! После того, как мы спустились с монумента Азади, мы поужинали. Ну, а так как в полночь собирались лететь в Шираз и времени у нас еще до этого было предостаточно, решили съездить к башне Милад и обозреть Тегеран с высоты птичьего полета еще разок. Правда, сначала мы подумали, что башня Милад - это очень высокий небоскреб. Антон с чего-то вдруг решил, что 435 метров, которых она достигает в высоту, для небоскреба вполне нормально. В общем, когда водитель такси, на коем мы к ней поехали, указал на появившуюся за окном телебашню и объявил нам, что она и есть башня Милад, мы, мягко выражаясь, слегка обалдели! Но что делать, раз уже к ней приехали? :)
56.


Башня Милад - это самый настоящий центр цивилизации. Если Тегеран, в целом, - вполне себе типичный восточный город, то башню и понастроенные вокруг нее магазины, кафе, рестораны и разные развлекательные места от всего того же самого где-нибудь в Европе вообще не отличишь! Эскалаторы, кондиционеры, отшлифованная до блеска плитка под ногами, как в большинстве наших и европейских торговых центров! Правда, незадач оказалось сразу две: первая - билеты на башню стоили как-то совсем не по-ирански дорого, примерно 400 рублей с человека; и вторая - к тому моменту уже совсем стемнело, и меня стали терзать сомнения, увидим ли мы что-нибудь оттуда? В общем, мы решили сделать так: так как Антон у нас - фанат всяких башен и видовых точек, отправили на башню его; я же подождала внизу и погуляла по окрестностям, так как, признаться, к башням я дышу ровно.
Впрочем, гулять по магазинам у меня тоже желания не было, и тогда я по симпатичным мостикам-проходам мимо бьющих вверх фонтанов тоже пошла к башенному основанию, откуда, собственно, и отправлялся лифт наверх. Оооо! Вот это красоту отгрохали там иранцы! В просторном холле играли светомузыкальные фонтаны. Они не просто били вверх своими струями, здесь из них было сформированы целые ансамбли: в одном месте они били вверх, в другом падали вниз каскадами, в третьем образовывали нечто вроде водяного свода над проходом к лифту. В общем, это было необыкновенно красиво, оригинально, а если учесть, что и совершенно неожиданно для меня, то мои впечатления вы можете себе представить! :) Но, к сожалению, хорошая фотокамера была у Антона...
57.


Ну, а потом я вышла на улицу и обошла вокруг башни. Кстати, пусть я и не поднималась на ее смотровую площадку, фотографии вечернего Тегерана у меня все равно получились - ведь основание башни находится на холме, а значит Тегеран все равно оказался подо мной. :)
58.


А это уже фото Антона со смотровой площадки Милад. Там, кроме ресторанчика, еще обнаружилась галерея с картинами.
59.


60.


Вот и всё. На этом подошел к концу наш единственный день в Тегеране. Как и планировали, ближе к полуночи мы отправились в местный аэропорт и улетели в следующий на нашем маршруте Шираз.
------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Ирану:
2014 год, май:
Иранцы. Какие они?
Иран на связи!
Туристическая информация и нюансы нашего путешествия по Ирану
Фотообзор: Узорами персидских дорог

Иран

Previous post Next post
Up