Вчера нашим расширенным семейством - мы с Антоном и с моими родителями - сходили на спектакль "Двое в твоем доме" в Театр.doc. Я уже неоднократно писала об этом театре, о том, что все спектакли в нем, мало того, что на злобу дня, так еще и документальные, то есть, действие на сцене выглядит так, как будто все настоящее, а вы, зрители, подглядываете за героями в замочную скважину. В общем, очень нам нравится этот театр. Единственный минус в спектаклях - это ненормативная лексика. Честно, я ее в обычной жизни не приемлю: сама матом не ругаюсь, и мне неприятно, если кто-то выражается рядом. Но в Театре.doc приходится на это закрывать глаза, так как играют артисты очень профессионально, и плюсы от спектаклей перекрывают этот минус.
В этот раз мы смотрели "Двое в твоем доме". В свете последних событий, спектакль, можно сказать, на злобу дня. Но, честно признаться, еще бы пол-года назад я бы восприняла его, наверное, по-другому. В 2010 году в Беларуси прошли выборы президента. Кандидатов в президенты, включая нынешнего, было десять. И среди них Владимир Некляев - 64-летний поэт. Какие силы бросили его в предвыборный водоворот, даже из спектакля не очень понятно, а он там - главное действующее лицо, и спектакль, в общем-то, о нем. Так вот, выборы, как мы знаем, закончились победой Лукашенко. Он набрал почти 80% голосов, хотя по данным опросов общественного мнения, он не мог набрать даже 40%. ОБСЕ, США и ЕС выборы не признали. Впрочем, победителю было пофиг, и он снова занял свой пост.
Но тут разразилась акция протеста из-за несогласия оппозиционных кандидатов, народ вышел на улицы, но акцию молниеносно разогнали внутренние войска и спецназ. В итоге, кроме всех прочих, были задержаны 7 бывших кандидатов в президенты: четверых из них потом арестовали, троих отпустили под подписку о невыезде. В число первых, кстати, попал и Некляев. Правда, после суда Некляева приговорили к домашнему аресту на два года. Вот, именно о домашнем аресте и идет речь в спектакле.
В общем-то, наверное, никому не понравится ситуация, когда в твой собственный дом, где ты столько лет прожил с любимой женой и кошкой, вдруг приходят несколько человек, которые теперь будут вместе с тобой жить, есть из твоей посуды, ходить в твой унитаз... Превращение квартиры в коммуналку - это само по себе малоприятное событие, а если новые "жильцы" к тому же - сотрудники КГБ, которые отныне несут за всеми твоими действиями неукоснительный контроль, как-то совсем неприятно и не для слабонервных. По телефону не говорить, друзей не приглашать, к входной двери не подходить...
Впрочем, сам главный герой оппозиции пытается относиться к трем парням-кгбистам вполне уважительно. "Они же - тоже... как их там... ну, напомни... люди", - говорит он, обращаясь к жене. Правда, у жены это почти не получается.
Но вы знаете, что интересно: спектакль, как и множество других в Театре.doc, настолько неоднозначный, что, смотря его, очень сложно выбрать положительных и отрицательных героев. Вроде как сразу должно было бы стать понятно, кто плохой, а кто хороший... Но вот, смотришь на этих парней-кгбистов и понимаешь, что далеко не у всех из них настолько все запущено, чтобы уже и не думать. Один пишет стихи, другой заботится о семье и души не чает в собственных детях, да и в принципе, ничто человеческое им не чуждо, как, наверное, и всем нам. Доброта, сентиментальность, а у кого-то образованность и попытки вести себя интеллигентно... Как-то не вяжется к ним определение "быдло"... Хотя, возможно, многие и хотели бы привязать...
Думаю, именно потому такая концовка у спектакля.
Твердая четверка из пяти.