Как, наверное, любая книга любого скандинавского писателя, роман "Смилла и ее чувство снега" Питера Хёга отличается этакой неторопливостью, медлительностью, прохладностью и прочими северными чертами характера. Когда я его начала читать, то некоторое время привыкала к стилю. Зато, когда привыкла, поняла, что оторваться невозможно.
Вот, к примеру, как автор описывает реалии одного из самых семейных копенгагских праздников - Рождества, подмеченные одинокой девушкой Смиллой, наполовину гренландкой, наполовину датчанкой: "Я закрываю глаза. Ночь. Последние рождественские гости откатили уже свои полные подарков трейлеры домой. Теперь они, лежа в постели, с нетерпением ждут послезавтрашнего дня, когда она смогут пойти в магазин обменять свои подарки или же получить за них деньги".
Или, вот, Смилла о себе самой: "Я не люблю, когда за мной наблюдают. Я ненавижу отметки о приходе на работу и уходе с работы. У меня возникает аллергия, когда из разных инстанций сводится воедино какая-нибудь информация и человеке. Я испытываю отвращение к паспортному контролю и к свидетельствам о рождении. К обязательному обучению, к обязанности в определенных случаях предоставлять сведения".
Колитесь, многие из вас нашли себя в образе Смиллы? :))
Впрочем, одними описаниями не обошлось. Вскоре в романе добавилась и этакая нехилая нить сюжета. Точнее, сюжет, как ему водится, начал развиваться постепенно, так же постепенно набирая обороты.
37-летняя Смилла обнаруживает, что ее сосед - маленький мальчик Исайя - разбился, упав с крыши. Все признают это несчастным случаем, даже его мать, но только не Смилла. Она знает, что Исайя ужасно боялся высоты, а значит, никак не мог сам оказаться на крыше. К тому же она выясняет, что уже после смерти мальчика, в тот самый момент, когда он лежал на снегу, и еще не успели приехать ни Скорая, ни полиция, кто-то взял у него биопсию мышечной ткани. Так что же случилось? Смилла начинает вести расследование, и следы приводят ее ни куда-нибудь, а на ее малую Родину - в Гренландию.
С каждой страницей роман становится все интереснее и интереснее. Но при этом он не теряет своей заманчивой описательности, всех этих десятков видов снега, десятков видов льда, которые, несмотря на кажущуюся нам похожесть, на самом деле совершенно разные и играют одну из самых важных ролей.
Рекомендую всем любителям медленного, но качественного чтива.