"Толстую тетрадь" Аготы Кристоф в свое время мне рекомендовали прочитать, как одну из самых страшных книг в контексте книг о войне. В итоге я долго собиралась с духом, ждала, когда настроение будет подстать, и, наконец, приступила. Но, видимо, понятие "страшная" все-таки очень растяжимое. Эта книга, конечно, страшная, но страшная в своем роде, в том, сколько же у нас в мире одиноких людей, если подумать...
Книга состоит из трех частей, трех рукописей. Первая - "Толстая тетрадь" - дневник двух мальчиков, братьев-близнецов, которых мать отправила пережидать войну к бабушке, жившей на самой окраине маленького городка на самой окраине, по всей видимости, Венгрии. Вторая часть - "Доказательство" - рассказ одного из них, уже юноши. Третья - "Третья ложь" - повествует об их зрелых годах. И все бы ничего, но только читателю до самого конца книги неясно, сколько же всего мальчиков - один или два? И у каждого в результате на этот счет складывается свое мнение.
Честно говоря, после того, как я прочитала первую часть, я пребывала в некотором шоке и прострации. Повествование меня поразило, но поразило не в лучшем смысле. Я, конечно, не ханжа, но подробные описания сексуальных утех с собакой, педофилии, оргий и прочих извращений, причем, не только сексуальных, меня здорово смутили. Это при всей оригинальности написания да и самих событиях, которые излагаются в тексте. Мальчики хранят труп матери и младшей сестры на чердаке, убивают своего отца, чтобы перейти границу и т.д. и т.п. Но потом были вторая и третья части и, в какой-то мере, все встало на свои места. Ведь название третьей части ой как неслучайно, хотя попробуйте разобраться, где тут правда, а где ложь. Всё, как в жизни. Да и скелеты в шкафу есть почти у каждого.
"Я пытаюсь писать, как все было в действительности. Но в какой-то момент рассказ становится невыносимым именно в силу своей правдивости, и тогда приходится исправлять. Я пытаюсь рассказать свою жизнь, но не получается, не хватает мужества, мне слишком больно. Тогда я начинаю приукрашивать, описываю вещи не так, как они происходили, а так, как мне хотелось бы, чтобы они произошли".
А еще мне показалось, что в "Толстой тетради" Аготы Кристоф очень много общего и разных пересечений со "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса. Пусть стиль другой, пусть другое написание, город и герои. Но философия близка, как нигде. Только я это почувствовала, или кто-то еще, кто читал, это тоже заметил?
Рекомендую читать тем, кого не напугает.