Джин Сэссон. "Семья Усамы бен Ладена. Жизнь за высокой стеной"

Feb 11, 2012 11:05


Честно говоря, начиная читать книгу "Семья Усамы бен Ладена. Жизнь за каменной стеной", я особо ни на что не рассчитывала. Ведь ее автор Джин Сэссон - та самая американская писательница, которая наваяла ужастики под названием "Мемуары принцессы" о жизни принцесс в Саудовской Аравии. А кто хоть раз без тура побывал на Ближнем Востоке, а еще лучше, если пожил там пару месяцев, тот начинает замечать, что "Мемуары" - книжка чисто проамериканская, написанная с таким количеством несоответствующих истине восточных традиций и обычаев, обобщенных до нельзя, либо настолько перевернутых и перевранных, что остается только удивляться и удивляться.
Но тут Джин Сэссон в предисловии к "Семье Усамы бен Ладена" сама дала комментарии, что, на этот раз в книге ее личного мнения не будет (точнее, его она даст после), книгу же она написала исходя из рассказов Наджвы - первой жены Усамы бен Ладена, и Омара - их четвертого сына. Точнее, даже не исходя из их рассказов, а это и есть их рассказы. Сразу скажу, что книга действительно разбита на главы, где ведется повествования от первого лица: то жены, то сына.
Итак, Усама бен Ладен. Террорист, руководитель группировки "Аль-Каида", признавший свою причастность к террористическим актам 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, а также ко многим другим. Но в книге очень мало написано об этих терактах и практически ничего нет о подготовке к ним. Как говорят, Омар и Наджва, они просто не знали всех подробностей, а потому и старались не касаться этих тем. Омар родился в 1981 году, и когда Усама бен Ладен стал готовить первые теракты - к примеру, взрывы в американских посольствах Кении и Танзании, он был еще совсем юнцом. Наджва же была просто женщиной, она занималась только детьми и хозяйством, из дома, когда они жили в Афганистане, не выходила вообще и, разумеется, Усама никогда не делился с нею подробностями. Всю же подготовку и переговоры с боевиками он вел не в своем доме. Поэтому в книге описываются подробности лишь его личной жизни, отношения с женами и детьми, его видения на внешний и внутренний мир.
Честно говоря, начав читать "Семью Усамы бен Ладена", у меня буквально сразу стало складываться впечатление о том, что этот человек был психически ненормальным. Конечно, это не проявилось сразу. Как пишет Джин Сэссон, "люди не рождаются террористами и не становятся террористами в одну секунду". Но шаг за шагом, шаг за шагом...
На Наджве он женился по любви, и она за 25 лет жизни с ним родила 11 детей. Кроме нее, у Усамы было еще пять жен. И, конечно, когда он сказал Наджве, что хочет взять вторую жену, у нее, как у любой женщине, кольнуло. Но Усама объяснил ей, что это только ради детей, ибо пророк Мухаммед призывал к тому, чтобы их было много. Наджва успокоилась и даже потом подружилась с другими женами. То есть, с юности (а на Наджве он женился, когда ему было всего 17 лет) бен Ладен был повернут на религии. И постепенно повернулся на ней до такой степени, что пришел к выводу, что кругом враги. А в первую очередь враги-американцы, которые принижают ислам и мусульман.
Его экстремистская направленность постепенно достала руководство всех стран, в которых он жил. Сначала ему пришлось уехать из Саудовской Аравии в Судан, затем из Судана, где он прожил пять лет, в Афганистан. Причем, вместе с семьей, со всеми женами и с детьми. Усама бен Ладен считал себя настолько религиозным, что уже сам трактовал Коран, как ему хотелось. И это отражалось не только на его деятельности, но, прежде всего, на жизни его семьи. Например, он запретил установить в доме кондиционеры, и даже в самую жуткую жару (а прикиньте, какая она в Судане!) все домочадцы должны были обходиться без оных, так как он считал это злом. И лишь когда один из высокопоставленных чиновников, будучи у него в гостях, чуть не потерял от жары сознание, он приказал закупить вееры. Детям Усама бен Ладен запрещал смотреть телевизоры и пользоваться любой техникой, заставлял питаться самой простой пищей - рисом и овощами, спать на полу на жестких матрацах. При этом человеком он был крайне богатым и деньги для того, чтобы создать нормальные условия семье, у него были.
Впрочем, то, как он относился к детям - это у меня просто не укладывается в голове. Например, за любую провинность одного из сыновей, он вызывал их всех к себе в кабинет, ставил в ряд и бил специальной палкой, которую купил для таких случаев. Бил всех! Но по сравнению с другими его поступками это - мелочи!
Так, будучи уже в Афганистане он любил вместе с Омаром ходить по горам (его он хотел сделать своим приемником). Юноше тогда было лет 17. А горы в Афганистане очень крутые и обрывистые. Однажды Омар споткнулся и чуть было не полетел в пропасть - едва успел ухватиться за край. Усама молча стоял и наблюдал, как сын пытается выбраться. Он ему так и не помог. Когда же Омар выбрался, то напрямую спросил: "Отец, ты мне не помог. Что бы было, если бы я сейчас упал и разбился?" - "Я бы тебя похоронил, сын!" - был ответ.
Но и это мелочи. А вот следующая история меня просто убила. Омара, кстати, тоже. И именно после нее он полностью порвал с отцом, сбежал из Афганистана сам и увез оттуда мать с младшими детьми. Дело было так. В то время их семья жила в одном из лагерей по подготовке боевиков. Усама их не только готовил воевать с оружием в руках, но и часто читал проповеди молодежи. А в мечети висел листок бумаги, куда после этих проповедей желающие записывали себя в список смертников. Омар подчеркивает, что становиться смертниками бен Ладен насильно никого не заставлял, но проповеди были такими, что очень многие (особенно совсем юные, с неокрепшими мозгами) записывались сами.
"Однажды отец созвал всех своих сыновей даже самых маленьких. Когда мы сели у его ног, отец произнес:
- Послушайте меня, сыновья, на стене мечети висит листок. Он для мужчин, которые хотят проявить себя, как добрые мусульмане. Для тех, кто вызвался стать смертником, взорвав бомбу.
Он посмотрел на нас выжидательно, глаза его блестели. Отец не сказал нам, что мы должны добавить свои имена к списку смертников, но его слова и ожидание, явно читавшиеся на лице, подразумевали, что этим мы доставили бы ему великое счастье.
Никто не пошевелился. Отец повторил свои слова. И тогда один из моих младших братьев, слишком юный, чтобы понимать, что такое жизнь и смерть, поднялся на ноги и с благоговением в глазах кивнул отцу, а потом побежал в сторону мечети. Маленький мальчик вызвался стать смертником.
Я пришел в ярость и наконец обрел дар речи:
- Отец, как ты можешь просить о подобном своих сыновей?
Он уставился на меня с явной враждебностью и махнул рукой:
- Омар, ты должен кое-что понять. Ты занимаешь в моем сердце ничуть не больше места, чем любой другой мужчина или мальчик в этой стране. - Он взглянул на моих братьев. - Это в равной степени относится к каждому из моих сыновей".
Такое может сказать нормальный человек?
Книга заканчивается событиями 11 сентября 2001 года. Джин Сэссон опубликовала ее в 2009-м, то есть, когда Усама бен Ладен еще был жив. Американцы нашли и убили его в его поместье в Пакистане в мае прошлого года.
Что еще могу сказать? По словам автора книги, Омар вышел на нее сам, а затем уговорил и свою мать рассказать о подробностях ее жизни с отцом. В целом, книга написана простым языком, читается очень легко, описания тяжелых моментов в ней редки. Однако, после прочтения остается весьма неприятный осадок, что и не удивительно, когда речь идет о такой личности.
Рекомендую читать тем, кому интересны подробности личной жизни террориста №1. Но все-таки повторюсь, что не знаю, насколько глубоко можно верить изложенному. Если честно, то некоторый проамериканизм я в книге все-таки почувствовала.

Саудовская Аравия, Судан, Афганистан

Previous post Next post
Up