Выиграла я тут на днях билет на предпремьерный показ фильма "Огни притона". Фильм наш, снят киностудией "Мосфильм" по повести Гарри Гордона и под режиссурой Александра Гордона. Действие же происходит в Одессе в самом конце 1950-х. В общем, сами понимаете, с нашим предстоящим путешествием в эти края грех мне было на него не сходить.
Честно говоря, написать вот прямо сразу, какие впечатления - хорошие? плохие? какие? - произвел на меня этот фильм, мне сейчас очень сложно. Потому что фильм не совсем обычный, этакий фильм с послевкусием. Смотришь его - чувствуешь одно, а потом выходишь из кинотеатра, гуляешь по городу, занимаешься чем-то - и бац! - появляется что-то новое и совсем другое.
Начнем с того, что сюжет у фильма очень неторопливый. Живет такая мама Люба - симпатичная женщина с потрясной грудью и летами этак за сорок, содержит нечто вроде борделя с двумя девочками, относится к ним действительно чуть ли не по-матерински, а сама по-женски как-то и не пристроена совсем. Переживает ли она по этому поводу? Да особо и не сказать, что переживает. Хотя да, ей, порой, любви и ласки тоже, наверное, хочется, но не так, что прямо вот вынь да положь. Она переписывается с неким моряком дальнего плавания, который вроде как имеет на нее матримониальные планы, но он что-то так далеко и надолго уплыл, что она даже сама не уверена, хочет ли она эти планы с ним разделить.
Каждое утро мама Люба ходит купаться на море на пустынный пляж, где ведет умные беседы с местным сумасшедшим Адамом. Правда, сумасшедший он тоже какой-то неправильный. Посмотришь и не скажешь - сумасшедший, видимо, разве что в периоды обострения. А так - дядька очень умный, тонкий психолог, добрейший человек, да и сам ради интереса и разнообразия тоже не прочь поболтать с Любой. А болтают-то они об умных вещах: он то пророчествует и рассказывает ей, что ждет страну в 2000 году (и, правильно, кстати, рассказывает), то вещает ей о Пушкине, то еще о чем-то таком вполне интеллектуальном. В общем, обоим вместе интересно и этим всем сказано. И Люба, пожалуй, не против быть с ним и его на веки, и он как бы тоже. Но вот так живут и живут они себе и не торопятся менять...
Какое пойдет дальше развитие событий и какой у фильма конец? А вот не скажу, какой! А то не будет интересно смотреть. Кстати, в Сибири "Огни притона" уже несколько дней идут на большом экране, а послезавтра будет премьера и в Москве.
Но, что хочу отметить отдельно, фильм очень атмосферный. То есть я отлично почувствовала ту старую Одессу. Те самые дворики с бельем на веревках, играющие во двориках дети в штанишках на лямках, акации, вино в трехлитровых банках, мутно-белая самогонка в десяти-литровых бутылях с пробками, трамваи, ветер, раздувающий пышные сарафаны до пят. И чисто одесский юмор, которого, наверно, больше нигде нет.
В трамвае кондукторша: "Граждане, обилечивайтесь!"
Главная героиня: "Мне жалко людей, особенно всех!"
Во дворике высунувшаяся из окна соседка, потряхивающая сырой тушкой утки, во весь голос: "Фира, посмотри, разве это утка? Это не утка! Это - Майя Плесецкая!"
Скажите, ну не прелесть? :)