Про Африку

Feb 15, 2011 13:36

Так как Даня у нас теперь иногда сидит с няней, мы с Антоном в канун Дня всех влюбленных устроили себе мощный выгул. О подробностях выгула вы можете прочитать у него, я же хочу рассказать об одной его части. А именно о лекции-встречи путешественников их серии "На дебаркадере", где Семен Павлюк pavlyuk рассказывал о своем путешествии через Сахару на ( Read more... )

Западная Сахара, В путь!, Мавритания, Уганда, Мали

Leave a comment

thalys February 15 2011, 12:50:40 UTC
Я ни разу не упомянула слово "колонизатор" в своём выступлении. У меня там сферический добродушный альтернативный мир в вакууме, а про каннибализм при написании я что-то забыла. Конечно, каннибализм, ранние браки, обливание кислотой, отрезание различных частей тела - это мерзопакостно и заставляет передёрнуться, как об этом подумаешь, но, с другой стороны, я живу достаточно далеко от Папуа или Чада, чтобы каннибализм или женское обрезание не вызывали у меня действительно сильных треволнений (тут в силу вступают защитные механизмы из психологии, потому как оставаться нормальным, каждый день думая о том, сколько всяких ужасных мерзостных вещей происходит в казавшемся столь белым и пушистым мире, невозможно). Что касается того, бороться с этим или нет... Ну, как бы сказать. Мы с детства воспринимаем как нормальное (а в большинстве случаев как единственно нормальное!) то, что диктует нам наша культура. Логично, что при столкновении с другой культурой, далеко отстоящей от нашей (по совокупности ли обычаев, по уровню ли развития), мы испытаем некий шок. Восприятие нашей (европейской в данном случае) культуры как (единственно) нормальной в совокупности с (бесспорно) высоким уровнем её развития способствуют возникновению мыслей типа "Так не должно быть! Так быть не должно!" ("АААПаникапаникапаника!!!" - опционально) и следующих за ними мыслей типа "Это надо срочно исправить". В "Шантараме", имхо, этот момент как раз очень хорошо описан. А у меня жизненного опыта такого нет, альтруизма тоже, так что коротко и ясно дать правильный ответ на вопрос, вмешиваться в поедание суровыми африканскими людоедами других не менее суровых людоедов, не могу.

З. Ы. До сих пор бы ели, но не факт, что через 100 лет не перестали бы. Конечно, для нашего времени такой срок кажется неприемлемым, но африканцев, возможно, он вполне устроил бы.

Reply

annataliya February 15 2011, 12:58:13 UTC
Да, через 100-200 лет, может, и перестали бы. Наверняка, даже.
Понятно.
У меня-то смена ориентиров-то, так сказать, как раз началась во время поездки туда. До нее я считала в точности, как ты. Нефиг вмешиваться, пусть развиваются, как хотят.
Ну, обрезание, ну замуж в 8 лет - это их проблемы, пусть живут, как им нравится. Но вот людоедство для меня - грань. Тут уже вопрос касается самой высшей человеческой ценности - жизни. И, видимо, она - действительно ценность, если все страны, проходя свой путь развития приходят к этому, одному и тому же выводу.
Ну и нынешнюю нищету сюда же. Тяжко им, это видно. И так же тяжко было до прихода белых. А во время - все-таки получше. И они это осознают.

Reply

thalys February 15 2011, 13:15:14 UTC
Ну, может, она и у меня произойдет, эта самая смена ориентиров. А пока я остаюсь национал-пофигистичным мизантропом и пишу длинные заумные комменты.

З. Ы. Возможно, если бы колонизация шла другим путём, с меньшей долей личной выгоды и большей - выгоды общественной (чтобы хорошо было и колонии, и метрополии, я в этом плане), я бы высказалась однозначно за колонизацию. Такой прилизанный, идеалистичный вариант колонизации предполагает ненавязчивое вытеснение обычаев, кажущихся представителям более развитой культуры дикими и отвратительными, с промыванием их мозгов светлыми идеями о высшей ценности человеческой жизни и приобщением к радостям цивилизованной жизни с высшим образованием, крутой медициной и железными дорогами. История, однако, показала, что, скажем, транспортные сети прокладывались прежде всего во благо колонизаторов, а не местных. Интересный случай, кстати, был в Британской Индии, а ныне в Пакистане: англичане задумали протянуть ветку от Пешавара к афганской границе (Khyber Railway), и местные племена согласились только на том условии, что для них пользование этой веткой будет бесплатным, чем до сих пор совершенно невозбранно пользуются. Ну а ветка обрывается прямо у афганской границы.

Reply

annataliya February 15 2011, 13:22:02 UTC
С ЖД тоже все непросто. Опять же взять Уганду. Построили англичане ЖД. Возили по ней свои бананы, кофе и иже с ним. В Уганде полезных ископаемых не было, и англичане там тоже занимались только сельским хозяйством. Помимо кофе, пустили пассажирские составы. Все этой ЖД благополучно пользовались. Только англичане со своим протекторатом ушли, как ЖД заглохла. Первое время по ней продолжали возить грузы, но сейчас не возят уже и их. И, что интересно, плантации-то остались на своих местах. Местные продолжают выращивать все эти прелести и экспортировать их, но только возят уже на грузовиках.
Ну, а вообще, да, я с тобой согласна. Смотря, как колонизировать. К тому же, насчет обычаев тоже есть краеугольный камень. Многие даже из тех, которые нормальные и не жестокие, тоже вытесняются новой культурой. А это не есть гуд, имхо.

Reply

thalys February 15 2011, 13:39:24 UTC
Потому что угандийцы, видимо, оказались банально не готовы к такой радости, как (халявная?) железная дорога. Тут, значит, приезжают какие-то белые инопланетяне, возводят какую-то инопланетную быстроездящую штуку, на которой можно ездить (совсем как на волах, но только не на волах!), возят по ней милые сердцу любого угандийца бананы и кофе (простые, понятные, вкусные вещи) и пассажиров, а потом внезапно куда-то сваливают.
Почему заглохла, скажем, ж/д и не заглохли плантации, возможно, понятно. Сельское хозяйство - вещь понятная, стотыщлет этим занимались и дальше будем, плюс тут ещё пару-тройку новых культур нам завезли, продолжим их выращивать. А вот было ли поставлено англичанами обучение местных железнодорожному делу и тому, как, собственно, обучать этому самому делу других людей? Если они только младший персонал из угандийцев брали и желанием обучить не то чтобы очень горели, а заодно не внушали мыслей о великой пользе железных волов, то неудивительно, что так вышло.

Reply

annataliya February 15 2011, 13:55:38 UTC
Обучение, видимо, все ж таки было, ибо железка все же 50 лет просуществовала после их ухода. Но то, что были не готовы - это факт.

Reply

thalys February 15 2011, 14:00:24 UTC
Надо было тщательнЕе мозги мыть?

Reply

annataliya February 15 2011, 14:04:54 UTC
Мне кажется, что не помогло бы. Не доросли. :(

Reply

thalys February 15 2011, 14:12:27 UTC
Возможно, если мыть мозги не небольшой группе населения, а всем, то вышло бы. У всяких там нечистых на руку (через одного практически) религиозных деятелей всё получается ведь? Вооот. А мы, будучи колонизаторами (в клёвых пробковых шлемах!), ликвидируем этих религиозных деятелей подрываем, тким образом, некие основы местного общества(мы англосаксы, несём бремя белых, нам как бы полагается немножко позверствовать, тем более пока ещё не двадцатый век и подъёма национального самосознания и этой вашей толерантности и стремления расшибиться в лепёшку от стыда не наблюдается), а затем заменяем их своими устоями и своими же профессиональными мозгомойщиками.

**то есть, как ни крути, совсем бескровных вариантов что-то не выходит**

З. Ы. Да, из меня вряд ли вышел бы хороший, годный чиновник британской колониальной администрации.

Reply

annataliya February 15 2011, 14:15:51 UTC
Хехе, ты как раз чистый колонизаторско-мессионерский прием сейчас описала. Но это тогда должна быть заинтересованность у колонизаторов. А с чего она возьмется на пустом месте?

Reply

thalys February 15 2011, 14:23:43 UTC
Ну вот, что-то новенькое мы уже изобрели: классические приёмы колонизатора плюс внезапная заинтересованность в дальнейшем развитии колонии.
На пустом месте она возьмётся вряд ли. Возможно, если бы у колонизаторов была возможность заглянуть в будущее, в котором бывшая колония обрела независимость, нет, НЕЗАВИСИМОСТЬ!!! (тут надо пару раз ударить себя в грудь; порвать рубашку - опционально) стала унылой и печальной, а её жители заполонили улицы метрополии (не забываем про чисто инстинктивную ксенофобию), они бы содрогнулись от такой перспективы и приложили бы усилия. Правда, тут возможны два варианта: 1) мой; 2) яростно-ксенофобский, с дополнительными морями крови и горами трупов, чтобы гарантированно никто не заполонял.

Reply


Leave a comment

Up