Водопады Быкова

Apr 19, 2010 10:59

Саша проводил меня в аэропорт. Мой рейс в Южно-Курильск по расписанию значился в 11.05, а в 10.05 объявили, что он откладывается на час из-за жутких метеоусловий на Кунашире.
«Странно, - вслух подумала я, - ведь тут нормальная погода, а до Южно-Курильска всего-то чуть больше часа лёта. Неужели такая разница?».
«Ничего странного, - ответил Саша. - Во-первых, аэропорт там находится в очень неудобном месте, между сопок, где часто бывают туманы. Во-вторых, взлетная полоса очень короткая, к тому же не оборудована противотуманными фонарями. В-третьих, на Курилах и на Сахалине погода действительно часто разная. Так что не удивляйся! А еще бывает и так: сидит в Южно-Курильске диспетчер, кино смотрит, оторваться - лень. А ему в этот момент с Сахалина звонят, про погоду спрашивают. Он, не поднимая головы: «Плохая!» - отвечает и дальше кино смотрит. Или какому-нибудь крутому вдруг самолет понадобится… Тоже могут нелетную погоду объявить! «Сахалинские авиатрассы» - монополист. Кроме них, на Курилы больше никто не летает! Так что, что хотят, то и делают!».
Мда!
Через час объявили, что мой вылет откладывается еще на час. А еще через час всех окончательно распустили по домам до завтра, сообщив, что сегодня никто никуда уже точно не полетит! Вот, дурдом!
«Раз такое дело, - сказал Саша, - предлагаю тебе поехать на водопады!».
«Что ж, водопады, так водопады!» - решила я - все равно делать больше было нечего, и мы тронулись в путь.

Водопады располагались километрах в семидесяти к северу от Южно-Сахалинска, в районе небольшого городка под названием Быков. Дорога туда шла вполне обычная и отнюдь не такая живописная, как к Теплым озерам. Но после Долинска, города с «достопримечательностями» в виде заурядных пятиэтажек и плоской местности (отсюда, кстати, и его название), дорога резко изменилась. Теперь ее окружали сопки, постепенно, по мере нашего приближения к Быкову, превращавшиеся в самые настоящие, поросшие лесом высокие горы, чем-то напоминавшие Карпатские. Так, мы миновали Углезаводск и, наконец, на горизонте появился Быков.
Честно говоря, с первого взгляда назвать Быков городом было сложно. Представлял он собой обычный поселок, не очень благоустроенный, но вполне сносный для проживания. Достопримечательностей мы обнаружили в нем целых три: реку Найбу, храм и железнодорожную станцию. Найба текла в узкой долине меж зеленых гор, и вид на нее с моста открывался просто изумительный!

...

Храм тоже впечатлял. Построили его еще японцы в пору своей жизнедеятельности в здешних краях и использовали по назначению, потом, после войны, советские реформаторы превратили его в клуб, а теперь, заменив крышу, из него снова сделали храм, только на этот раз - православный!

Но больше всего меня потрясла железнодорожная станция. Являла она собой абсолютно заброшенный барак с заложенными кирпичами и забитыми досками окнами. А самое интересное было в том, что по ржавой и, казалось бы, давно вышедшей из применения японской узкоколейке сюда все еще ходил поезд, а билеты на него продавались в вагонах у проводников!

Водопады же находились за Быковым, в окрестностях поселка Загорск. К ним мы ехали по грунтовой дороге, среди огромных, вымахавших выше человеческого роста лопухов (я бы вообще занесла сахалинские лопухи в книгу рекордов Гиннеса и сделала визитной карточкой острова - таких больших больше нигде в мире нет!) и среди такой же высокой сахалинской гречихи - растения с широкими листьями, которое местные жители также называли кислицей.
Лопухи. Мой рост 172 см.

...

По пути к водопадам нам попались еще два достопримечательных объекта - превращенный в туалет японский школьный павильон (среди леса для этой цели больше места, видимо, не нашлось!) и заброшенная угольная шахта. Павильон представлял собой небольшой облезлый каменный домик, внешним видом, честно говоря, действительно смахивавший на вышеуказанное заведение. Но в пору японцев в нем хранился портрет ихнего императора, и дети каждое утро, прежде чем войти в школу и начать грызть гранит науки, должны были посетить этот павильон и поклониться портрету.

Угольную шахту рыли тоже японцы, а после войны наши шахтеры только ее укрепили, дабы избежать обвалов. Укрепление, правда, почему-то не меньше, чем на двадцать сантиметров отставало от свода шахты и являло собой решетчатое деревянное перекрытие. В общем, не впечатляло и безопасности не внушало! К тому же, фонарика у нас с собой не было, а в шахте было грязно, в результате вглубь мы смогли проникнуть лишь метров на тридцать, после чего из нее гордо удалились и поехали дальше.
Наконец, мы свернули с грунтовой дороги на нечто, что, вообще, дорогой было назвать сложно, и через пару минут остановились на высоком утесе. Внизу, прыгая по камням, журчала Красноярка - приток Найбы.

Мы спустились к ней по крутой тропе и обозрели тамошние водопады. Точнее, водопад был всего один, а всю остальную площадь русла реки занимали красивейшие перекаты. Река была мелкой и широкой, и по выступавшим из воды камешкам можно было гулять, как по проспекту, и даже, при желании, перейти на другой берег. Побродив с часок по камням, и запечатлев себя на фоне вышеописанных красот, мы отправились в обратный путь.

...

---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Дальнему Востоку, Сахалину и Японии:
Озерный край. Тунайча, Изменчивое и другие
Южно-Сахалинск. Столица рыбки-острова
Сахалин с первого взгляда: по пути от Холмска до Южно-Сахалинска
Тот самый Ванинский порт
Комсомольск-на-Амуре. Молодость, поросшая травой, а также о том, как я на бичевозе через Сихотэ-Алинь ехала
Хабаровск. Брат московского брата
Владивосток. Порт интернациональной дружбы
Фотообзор: Рыбка-остров, островитяне и их соседи