В ДНР стреляют. И я это видела!

Nov 25, 2019 10:01

Сразу скажу, это место, хотя и считается официально Донецком, находится очень далеко от него, примерно в 25-30 километрах от центра города. Такое там административное деление. Поэтому, когда СМИ говорят, что стреляют в Донецке, отчасти это правда. Но такая же, как если бы, например, линия фронта проходила у нас в районе Чехова или Троицка, а все говорили бы, что стреляют в Москве. Повторюсь, в Донецке все тихо, спокойно и выстрелы не слышны.



А тут район Петровский.
2.


3.


Старая табличка на одном из домов в самом центре района.
4.


Вообще-то, он привлек меня своими терриконами - отвалами пустой горной породы, которая остаётся после добычи угля. Это - район множества шахт, и именно здесь возле шахты "Челюскинцев" находятся самые высокие терриконы на Донбассе. Их высота 121 метр, в то время, как насыпать их выше 100 метров в советские годы (а терриконы именно того времени) вообще было запрещено. Почему же у "Чкаловской" разрешили, история умалчивает. Но что есть, то есть!
5.


6.


7.


8.


Звуки войны я услышала прямо в центре Петровского, когда шла к терриконам. Несколько отдаленных автоматных очередей, а потом что-то бахнуло. Захотелось сразу сбежать, но я посмотрела вокруг: впереди меня по улице шли мама с дочкой, девушка с коляской ждала автобус на остановке, мальчишки у школы играли в футбол. Когда же я дошла до терриконов, то увидела вообще удивительную картину. Двое пожилых мужчин ходили по отвалам породы и что-то собирали в мешки. Я подошла, спросила, что они делают?

- Да уголь собираем, - засмеялся один из мужчин и раскрыл свой мешок.

И правда, уголь. В этом районе много частных домов с печками, вот и собирают. И это при том, что меня предупреждали, что на терриконы подниматься вообще нельзя. И дело не только в том, что это опасно - внутри они горят еще десятки лет после того, как их насыпали, и можно реально провалиться в образовавшиеся пустоты. Все-таки именно эта опасность касается новых терриконов, а у "Чкаловской" они старые. Меня предупреждали, что подниматься на них нежелательно, потому что снайперы. И всякое может произойти.

А тут местные жители спокойно ходят и собирают уголь. Стреляют? И что? Люди тут к этому давно привыкли.
9.


Но терриконы и центр Петровского района - еще не так страшно. Страшно дальше. Если оттуда проехать ещё несколько километров на запад, то будет поселок шахты "Трудовская", а в 600 мерах от него - блокпост и линия разведения, то есть, граница с Украиной. Так вот, именно поселок шахты "Трудовская" регулярно обстреливается до сих пор.

Что могу сказать? Во мне боролись два желания: поехать туда и образумить себя и вернуться в город. Но победило первое.

Я села на автобус и поехала к "Трудовской". И вот тут мне стало сразу все понятно. Буквально с каждыми новыми 500 метрами картина за окном становилась все страшнее. Во-первых, людей было всё меньше, во-вторых, появилось больше разбитых брошенных домов, магазинов, на которых все ещё висели старые потёртые вывески. Когда же мы доехали до автостанции, то перед моими глазами предстала настоящая картина военного апокалипсиса: дальше шоссе было перегорожено шлагбаумом со знаком СТОП и настоящим военными ежами. За ним зона разведения и Украина.
10.


От рынка у автостанции осталась одна вывеска, в окнах ближайшего магазина и домов не было стекол, а проемы были заложены мешками с песком - от обстрелов. Честно вам скажу, подобное я видела только в кино...
11.


Когда я стала это всё фотографировать, ко мне тут же подбежали солдаты с поста у шлагбаума, проверили документы и велели удалить фото и видео, мол, снимать нельзя. Фото и видео я потом без проблем восстановила, но тогда пришлось уйти от них подальше. Обстановка была явно гнетущая, что аж мурашки по коже.
12.


Я свернула на улицу поселка и пошла к легендарному храму святого Иоанна Кронштадского. Этому храму уже пара сотен лет. А во время обстрелов в 2014-м в него попал снаряд и он загорелся. Сгорел почти полностью. Но знаете, что удивительно, несмотря на это, службы в нем не прекращались и велись даже между обстрелами...
13.


14.


А сейчас, хотя война ещё не закончилась, нашлись энтузиасты, которые занимаются его восстановлением. Даже часовенку рядом возвели.
15.


В память о погибших во время Великой Отечественной войны.
16.


В память о погибших во время войны в 2014-2019 годах.
17.


18.


Когда я по той же улице шла обратно, меня окликнул один местный дядечка. Он рядом со своим домом насыпал в ведро уголь лопатой, для печки:

- Вы дома фотографируете? - спросил он.

Я напуганная, что вот опять придется стирать все фото - только в прошлый раз я снимала на телефон и восстановить их легко, а сейчас - на зеркалку, и вернуть их будет гораздо сложнее, что-то путано начала рассказывать ему в ответ. Но он остановил меня:

- Хотите я покажу вам свой дом? В него в 2014 году попало несколько снарядов. Пришлось бросить, восстановить его нельзя. Зато мы оборудовали подвал. Теперь он точно не обвалится. Я там крест-накрест арматуру положил. Во время обстрелов безопасно прятаться.

И он провел меня в свой двор.
19.


И я увидела его дом. Точнее, половину дома. Вторая была разрушена полностью, и там вместе с обломками кирпичей, досок и прочего хлама валялись предметы былой утвари, посуда и т.д.
20.


21.


А Александр - так звали хозяина дома, продолжал рассказывать.

- Слава богу в тот обстрел у нас никто не пострадал, мы сидели в подвале. А еще было страшно, когда снаряд угодил в огород. Он не взорвался, и мы боялись, что это случится вот-вот. Кстати, до сих пор там лежит, он ушел под землю на полметра. Мы открутили у него головку, а целиком вытянуть так и не смогли.

По улице вдоль домов идут желтые трубы. Это наземные газовые коммуникации. Неужели здесь есть газ? Опасно же!

- Да нет, газ по этим трубам не идет! - подтверждает мои мысли Александр. - Проводить собирались, но начались обстрелы, и его так и не подключили. Вот, смотрите! - показывает он мне на дыру в трубе. - Это снаряд попал. А летом, смотрю, в эту дыру стал воробушек то и дело залетать. Юрк, юрк! Я ему и говорю: "Ты смотри, себе там гнездо не свей! А то заделают дыру, газ включат, а ты там так и останешься!"

Вот такая щемящая сердце маленькая история. Люди, которые сами живут под пулями, заботятся о воробушках...
Забор у соседнего дома со следами обстрела.
22.


Сейчас поселок не сказать, что пустует, но большая часть жителей из него уехала. Две трети, а может, и больше домов пустует, лишь окна в них закрыты полиэтиленом, что говорит о том, что хозяева есть и ещё, возможно, когда-нибудь вернутся...
23.


Я уже собиралась ехать обратно, как снова послышались выстрелы. Автоматные очереди... Вроде бы пока далеко. Или нет? Всё, назад, в безопасность... Хотя... а ведь людям здесь жить...

PS Видео-интервью с Александром есть в моем Инстаграм: https://www.instagram.com/annataliya_reon/ в сохраненных сториз. Смотрите блок "ДНР-1", ближе к концу.

PSS Через неделю, когда я вернулась из ДНР, у нас в СМИ появилась информация о разведении войск в районе поселка шахты "Трудовская". Армия ДНР запустила сигнализирующую об этом ракету, и украинские военные ответили такой же. Надеюсь, что хотя бы теперь там наступит мир!

#TRМарафон

---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2019 год, ноябрь:
ДНР. В Донецке страшно! Там стреляют!

Мое самое авантюрное путешествие года. В ДНР за 5000 рублей!

В ДНР через Ростов-на-Дону. 7 ночей/ 6 дней за 5000 рублей. Возможно ли?

+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ

+ НАШ ИНСТАГРАМ - о личном и путешествиях

ДНР, #TRМарафон

Previous post Next post
Up