Выйти замуж за миллионера и остаться "прозябать" в России. Это нормально?

Mar 19, 2018 10:05

Представьте себе картину. Современная питерская девушка с хорошим образованием выходит замуж за миллионера. Но вместо того, чтобы позволить ей жить в богатом доме, ездить по заграницам, покупать себе самые дорогие наряды, он берет и увозит ее в... глухую провинцию, в деревню, за сотни километров и от Питера, и от Москвы, и вообще, от всего! Что делать?



Безумие? Оказывается, нет! Это совершенно реальный исторический эпизод! А деревня Талашкино и дом супруги-миллионерши, где мы побывали, стала известными на всю страну. Ну а в Смоленской области это вообще один из самых ярких музеев, только ради посещения которого стоит устроить поездку в эти края.

Чем же знаменито это Талашкино и почему большая, словно проспект, улица в Смоленске, ведущая к нему, носит имя Тенишевой?

Фактически, это заповедник русской культуры, того всплеска, который под названием "Серебряный век" пронесся по небосводу России в конце 19 века. Мы вспоминаем до сих пор с благоговением имена многих композиторов, художников того века. Но вот кто вдохновлял и, что немаловажно, финансировал их труд?
2.


Одним из таких людей была княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Она одна внесла столь большой вклад сразу в несколько сфер деятельности, что за успехи в каждой из них достойна упоминания и памяти потомков. Это педагогика, меценатство, коллекционирование, роспись эмали… А еще, даже не знаю, как это сформулировать… создание вдохновения для художников!

Вообще-то Тенишева была петербурженкой, горожанкой. Она выросла в обеспеченной семье, в самом европейском городе России, блеск которого контрастировал с глубинкой в то время в не меньшей степени, чем Москва и провинция сейчас. Училась в одной из лучших частных гимназий, а потом уехала в Париж - учиться в вокальной школе, ведь у нее был замечательный голос… Короче говоря, жизнь Марии была более чем далека от деревни.
3.


...Будучи совсем маленькой девочкой, Маня часто играла вместе с подружкой, маленькой Киту. Потом их дороги разошлись, но спустя много лет Мария приехала к ней, уже не просто к Киту, а к княгине Екатерине Константиновне Святополк-Четвертинской. У нее в Талашкино было родовое имение. Как мы иногда говорим, когда где-то нравится - "Я здесь жить останусь!” - верно? Вот примерно такие слова промолвила и Мария Клавдиевна. И оказалась самой себе пророком. Она стала не просто гостем Талашкино, но его хозяйкой.

А случилось этот вот как. Первый брак Тенишевой был коротким и неудачным, не только в личном плане, но и в материальном. Но спустя много лет она нашла свое счастье. Судьба свела ее с очень состоятельным и успешным человеком, князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым. Она прекрасно пела, а он мастерски играли на виолончели. Однажды они сыграли дуэтом, а потом…
4.


Вячеслав Николаевич происходил из древнего аристократического рода, был богатым землевладельцем и промышленником - строил на заводе в нынешнем Брянске паровозы и другую тяжелую технику. Кроме того, он был еще и ученым - этнографом и социологом; любил живопись и музыку. И, самое главное, безумно влюбился в будущую княгиню, несмотря на то, что был на 14 лет ее старше. Можно ли найти жениха лучше? В 1892 году Мария Клавдиевна дала согласие. И на ее день рождения в 1893 году, князь Тенишев решил сделать жене подарок и купил усадьбу Талашкино! Помните сюжет “Вишневого сада”? Та же тема, помещики разоряются и оказываются вынуждены продавать свои имения “новым русским”. Однако, если Чехов нагоняет красок и рисует нового покупателя в негативном свете, здесь мы видим другой вариант развития событий. Действительно, зачем рубить сады, если можно просто развивать то, что имеется? Еще через год был куплен хутор Фленово, что в полутора километрах от основной усадьбы.

Жаль, что сам господский дом в Талашкино до наших дней не сохранился, он был разрушен во время Великой Отечественной войны. Поэтому сейчас, по сути, хотя все говорят, что едут в Талашкино, по сути попадают на хутор Фленово. А о том, как выглядел дом, можно судить вот по такому макету.
5.


В Талашкино и Фленово Тенишева развернула бурную деятельность, благо, в средствах в семье недостатка не было. Самым главным ее проектом была сельскохозяйственная школа, вот она.
6.


Класс.
7.


Классный журнал.
8.


Даня примеряется - мог ли бы он тут учиться?
9.


10.


Начала этот проект Мария Клавдиевна еще до женитьбы, когда была здесь в гостях. В то время образование, даже начальное, было доступно не всем - за обучение детей могли заплатить только наиболее зажиточные крестьяне. Она же решила принимать всех желающих детей, в том числе сирот. Уникально для школы было то, что сюда принимали девочек. Однако, в удержании учеников были свои сложности.
11.


Вот что пишет Тенишева в воспоминаниях:
"… Ребятишек сразу набралось человек тридцать. Мальчики шли охотно учиться, но девочек заманить никак не удавалось - боялись. Придет, бывало, походит с недельку и больше глаз не кажет. Чтобы их приручить, мы установили уроки рукоделия.
12.


13.


Накупим, бывало, цветистого ситцу, накроим сарафанов по росту тех девочек, которые будут по ним учиться шитью. Это понравилось. Казалось уже, они стали поддаваться, но как только сарафан был у нее на плечах, конечно, сшитый с нашей помощью, девочка снова пропадала".
14.


Вот какие предметы преподавали в школе.
15.


Кстати, учились дети круглый год! С октября по март были теоретические занятия, а с апреля по октябрь - практикум по сельскому хозяйству прямо здесь, на огородах, полях, фермах и даже на пасеке. Все, что вырастили ребята, тут же шло на их питание.
16.


Расписание тоже довольно интересно посмотреть. Летом вставать приходилось в 5-30… мда.
17.


А кормили, кстати, неплохо!
18.


Нормы выдачи продуктов.
19.


У многих учеников был полный пансион. Школа оплачивала одежду, ремонт обуви, и даже уничтожение насекомых. Тоже, наверно, как я, мучились с тараканами. :) Некоторые же были на полупансионе, то есть получали только еду и жилье. Для детей из дальних деревень в школе имелось общежитие.
20.


После нового замужества Тенишевой все ее проекты стали развиваться еще лучше, ведь в семье не было проблем с финансами. Муж с ней был полностью солидарен, его тоже очень волновала проблема воспитания и обучения будущих поколений (князь на свои деньги открыл школы в Брянске и училище в Петербурге). А вот на коллекционирование он смотрел иногда косо: подозревал, что жулики от искусства пытаются через нее отщипнуть кусочек его состояния. :)

Подруга детства Киту никуда не делась: она оставалась управляющей имением, постоянно была в курсе всех событий и давала полезные советы княгине Тенишевой, умеряя иногда ее избыточный “креатив”, но стараясь при этом оставаться в тени. И сейчас она “не на слуху”, а ведь по сути, многие талашкинские достижения родились у них в тандеме…

Самой большой любовью на протяжении всей жизни Тенишевой было, конечно, искусство. У нее была огромная коллекция акварели и рисунков, а одно время она вместе с Дягилевым финансировала журнал, где издавались работы молодых художников из “Мира искусства”. Но потом решила сконцентрироваться на народном искусстве, и во Фленово работали лучшие художники именно в этом жанре. Например, вот такой замечательный теремок выстроил в 1901 году Сергей Милютин в стиле “русский модерн” в качестве библиотеки и дома для гостей.
21.


Внутри него тоже много замечательного. Но больше всего, конечно, потрясают эмалевые работы самой Тенишевой. В этом искусстве она была мастером мирового класса, что подтвердили дипломы и академические звания, полученные в Париже и Риме. Посмотрите на эти великолепные двери с Георгием Победоносцем.
22.


Фотографии не передают, но поверьте - блеск эмали такой, словно эти работы сделаны только вчера, а ведь прошло уже 100 лет!
23.


А в 1916 году она защитила в Москве докторскую диссертацию на тему “Эмаль и инкрустация”. В 1917 году Тенишева была вынуждена уехать из России, но в Париже она продолжала свое дело - организовала там школу эмальерного искусства. И сейчас ее произведения находятся в лучших европейских коллекциях и музеях; а на родине, к сожалению, их осталось всего пять...
24.


Живопись, акварель, рисунок, фарфор, музыкальные инструменты, мебель, одежда - что только не изготовляли в талашкинских мастерских! По своему вкладу в культуру Талашкино можно сравнить, пожалуй, разве что со знаменитой усадьбой Абрамцево.

Вот например керамика.
25.


А вот какая замечательная мебель от Малютина.
26.


27.


Печка с изразцами.
28.


Расписные балалайки - произвели фурор на всемирной выставке в Париже.
29.


30.


Узоры для печати на тканях.
31.


Деревянная посуда.
32.


Резьба по дереву.
33.


Сундук с птицей Сирин.
34.


Одежда.
35.


Но самое главное, Тенишева стремилась, чтобы появлялись новые и новые художники, росли новые таланты. Поэтому местных школьников обучали не только грамоте, но и всему разнообразию художественных техник. В музее можно посмотреть, какие это были техники. Например, плетение кружев на коклюшках, гончарное дело, лозоплетение.

Столярное дело.
36.


Бортничество.
37.


Еще до революции Тенишева решила подарить свой музей “Русская старина” Смоленску, выстроила для него специальное здание, над которыми работали художники Малютин и Васнецов.
38.


А это Фленовские котики. :)
39.


40.


41.


Храм было решено выполнить в древнерусском стиле. Архитектором был выбран снова Сергей Малютин. Само здание было готово в 1905 году, и встала задача - расписать его изнутри. За эту задачу взялся Николай Рерих. Его художественные и религиозные воззрения были достаточно необычны для того времени. Например, он изобразил защитный Покров со «священными знаками», который вместе ткут индуистская Лакшми и православная Богородица. Ведь, как он верно заметил, обе они, одна в Индии, другая - на Руси, являются проявлением красоты и милосердия Женского начала.

Однако, технология для исполнения росписей была выбрана неудачно. Они начали портиться и осыпаться уже в ходе работ, и к 1914 году отделка все еще не была закончена. Потом же началась 1 мировая война, а потом случилась революция, и Тенишева уехала из России. Вот почему церковь до сего дня стоит не освященная… Внутри сейчас она выглядит так. Кусочки росписей можно рассмотреть, при большом желании…
42.


43.


Правда, в феврале этого года смоленский губернатор Островский объявил, что росписи будут восстановлены, и, может, тогда, наконец, произойдет и освящение…

А вот что прекрасно сохранилось - огромный мозаичный фриз “Спас нерукотоворный” по эскизам Рериха прямо над входом. Кстати, в мозаике его исполнял знаменитый петербургский мозаичист, однофамилец Антона - Владимир Фролов, тот самый, что создал во время блокады Ленинграда знаменитые картины для станции метро “Новокузнецкая”. Фриз как раз в позапрошлом году практически закончили реставрировать, и теперь он великолепен.
44.


45.


Еще одна грустная история связана с судьбой праха князя Тенишева. В 1903 году он скончался и был захоронен в подземелье строящегося храма. Княгиня Тенишева забальзамировала тело на 100 лет… Но, не взирая на то, сколько он и его супруга сделали для талашкинских крестьян, все же в 1923 году зло и ненависть, прячущиеся в людских сердцах, вышли на волю. Гроб был варварски раскурочен, а его останки были вытащены из храма и выброшены в неизвестное место на кладбище... Люди - уроды! :(

------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2017 год, апрель:
Смоленск. Музей Коненкова. Сколько людей вокруг - и все дерево деревом!

Французы давно освободили Смоленск. Но один их ресторан таки остался!

Почему опасно жить в Смоленске. И так - 400 лет!

Смоленск. Суперкремль, мегасобор и олень с дачи Геринга

Фотообзор: Ради чего не стоит ехать в Смоленск?

------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Смоленской области:
2011 год, апрель:
Город воинской славы Вязьма

Гагарин. Он сказал: "Поехали!"..

2007 год, февраль:
Белорусско-российские дали...

+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ

Смоленская область

Previous post Next post
Up