Я, конечно, вам уже говорила, что в круизах очень не люблю, когда нечего делать. Мало мне, понимаешь, одних стоянок в городах, обедов и ужинов. На нашем "Солнечном городе", на котором мы ходили на Соловки, скучать нам не давали. Но были у нас такие пассажиры, которые как раз больше всего любили... ничего не делать. А именно просто плыть и любоваться пейзажами. Я ни капельки не осуждаю. Наоборот, все люди разные, и это здорово! Поэтому в этом репортаже у меня как раз пойдет речь о тех красотах, которые можно увидеть с борта теплохода.
А именно расскажу-ка я вам о том, какими водными путями мы пользовались в нашем круизе, а они были весьма разнообразны! В путь мы отправились по каналу имени Москвы. Но по сему каналу, наверняка, ходили многие из вас, поэтому на нем я остановлюсь кратенько. 2.
3.
4.
Потом через канал имени Москвы мы вышли в Волгу... Наверно, это была одна из немногих рек, где хотя бы частично мы шли в естественных берегах. 5.
6.
Но вскоре берега стали отступать все дальше и дальше от теплохода. 7.
И через некоторое время нам стало казаться, что мы вышли в открытое море: вода шла повсюду до горизонта! Это мы выбрались в Рыбинское водохранилище. Кстати, именно здесь находится крупный речной "перекресток": если корабль уходит на восток, то продолжает спуск по Волге, и так можно добраться до самой Астрахани, а если же на север, как мы, то это путь на Петербург, к Балтике, и еще дальше - к Белому морю. 8.
Сам Рыбинск же стоит как раз на той части Волги, куда мы не повернули, поэтому на этот замечательный волжский город в этот раз мы не посмотрели. Рыбинское водохранилище - это отдельная интересная тема. Пожалуй, одна из самых ярких иллюстраций к полубезумным по своему размаху советским планам преобразования природы. И если часть из них, как переброс северных рек на юг, так и остался на бумаге, то этот проект стал явью еще в 1930-х годах. 9.
Все началось с идеи строительства на Волге грандиозного каскада ГЭС. Конечно, каждая ГЭС требует водохранилища, и было разработано несколько вариантов строительства плотин. Вообще было достаточно и намного меньшего подпора воды, но инженеров, которые предлагали умеренность, не послушали и даже чуть ли не объявили врагами народа: в политических целях стремились выбирать самый грандиозный, самый впечатлющий проект, о котором можно было особенно громко рапортовать. 10.
Голоса ученых, предупреждавших о печальных последствия такого подхода, конечно же, потонули среди победных реляций партийных чиновников. А произошло следующее. Земли вокруг Рыбинска, Молого-Шекснинское междуречье, с давних пор славилось своими плодородными землями и заливными лугами. Местные коровы давали замечательное масло, которое даже экспортировалось за границу. Древний город Молога был застроен домами, выстроенными местными процветающими купцами. Все это пришлось затопить, а десятки тысяч человек были переселены с насиженных, а главное - высокоурожайных, мест (сравните с нынешней московской реновацией). 11.
Часть же территории была занята лесами и болотами. Лес вырубали несколько лет, но все равно не успели полностью очистить территорию, и он тоже ушел под воду. В северо-западной части водохранилище получилось совсем мелким, непригодным для судоходства, а из-за обилия органики вода начала цвести и превращаться в трясину... Торфяники же стали всплывать и превращаться в огромные плавучие острова.
Ко всему прочему, огромное новое водное зеркало изменило климат в районе. Он стал более холодным и влажным, и даже у тех крестьян, кто избежал затопления своих угодий, перестал нормально вызревать урожай. В общем, готовая иллюстрация для учебника биологии - как делать нельзя.
Конечно, сейчас, спустя десятилетия, природа во многом подправила ошибки человека. Плавучие острова пристали к берегам, вода стала чище, в водохранилище появились новые сорта рыбы, стали гнездиться птицы, которых раньше не было. Часть акватории отдана Дарвиновскому заповеднику, где внимательно изучают этого грандиозного эксперимента над природой... 12.
Но вот опять появились берега, мы вошли в Шексну - тоже ставшую шире после появления Рыбинской плотины. Это старинный водный путь на север, где когда-то плавали лишь низкие баржи, стал частью Волго-Балтийского канала. 13.
Следующий город на нашем пути мы определили по запаху: это Череповец с его огромным металлургическим комбинатом, принадлежащим нынче компании Северсталь. Он растянулся вдоль берега на несколько километров, смотрясь ночью фантастически: яркие разноцветные огни, дымящие трубы... Да, нюхать сернистые газы - не подарок, но этот завод кормит практически всю Вологодскую область. 14.
15.
Поднявшись еще по Шексне, мы остановились на пристани Горицы для осмотра монастырей, о которых я уже вам рассказывала. 16.
17.
Здесь уровень воды поднят, да так сильно, что у Горицкого монастыря начала сыпаться ограда, и пришлось строить специальную дамбу. 18.
Но вскоре берега опять оказались далеко-далеко, мы вошли в Белое озеро. 19.
Если смотреть на него на карте или на спутниковом снимке, то картина - загляденье: огромный практически идеальный круг. Можно даже подумать, что это какой-нибудь кратер, но нет - просто залитая водой низина. Несмотря на свой размер, озеро это очень мелкое (средняя глубина около 5 метров) и коварное. До 100 дней за время навигации здесь штормит! В старину суда здесь очень легко переворачивались, поэтому специально для навигации по этому озеру местные жители строили специальные лодки-белозерки. Но мало было сделать лодку, ее надо было уметь провести - поэтому работало огромное количество опытных лоцманов и шкиперов. Один из таких штормов в 1832 году потопил 63 судна, и было принято решение о строительстве обводного канала вокруг озера. 20.
В Белое озеро, как в Байкал, впадает куча рек, а вытекает только одна - Шексна. Кстати, в прошлом в засушливые годы были случаи, когда Шексна вообще переставала вытекать, и озеро становилось бессточным, как Каспийское море. Кто знает, может быть, если бы не каналостроение, здесь появилось бы зародилось новое Вологодское море... 21.
В начале этого обводного канала стоит каменный обелиск, а сам канал прекрасно просматривается с судового хода. Сейчас, правда, теплоходы им уже не пользуются - мелковат он для них. 22.
Ну а дальше мы углубились в самые глухие места Вологодской области. Здесь нет ни жилья, ни дорог, и сотовый телефон не только не давал доступ в интернет, но не ловил даже обычную связь для разговора. Часть реки Ковжа, а именно по ней был наш дальнейший путь, разлилась по окрестностям, в результате чего появилось множество маленьких островков. 23.
Но Ковжа не соединяется с Онежским озером. Как же здесь идти кораблям? В далеком прошлом здесь был волок, но вот Петр Первый заложил новую столицу, и сразу возникла проблема - как доставлять туда грузы из Центральной России? Прежде всего - пшеницу с Волги, ну а потом уже стройматериалы и прочие тяжести. Вот почему уже в 1710 году шотландский инженер Джон Перри изучил водораздел между Онежским и Белым озёрами и спроектировал канал. Вот тогда и была основана деревня Вянги - будущая Вытегра. 24.
Канал был нужен, но чиновники в Петербурге работали очень неторопливо - то трассу поменяют, то война какая-нибудь и нет денег (а было сразу ясно - предприятие дорогое...). Лишь при Павле Первом, в 1799 году, стройку все-таки начали. Правда, с деньгами и при нем было худо, но император нашел оригинальное решение. Занял у... жены! Его супруга Мария Федоровна тратила большие деньги на воспитательные дома для сирот, и вот из этих-то средств он повелел финансировать канал. А в благодарность дал новому каналу имя - Мариинский. 25.
И всего за 11 лет система каналов была построена! Количество шлюзов потрясает воображение, их было несколько десятков. При этом каждый шлюз поднимал всего на 1-1,5 метра, и внутрь помещалась лишь одна маленькая баржа. Для попадания из Рыбинска в Петербург по такому пути требовалось 110 дней! Гнать обратно баржу при этом не имело смысла: можно было не успеть до конца навигации, да и не все шлюзы имели возможность обратного движения. Поэтому баржи просто разбирали в Петербурге после разгрузки и продавали как стройматериал. А в районе Рыбинска каждый год строили флот заново! 26.
Весь 19 век периодически система совершенствовалась. Спрямлялись речные зигзаги, строились более вместительные шлюзы, обновлялись каналы вокруг крупных озер. Судоходство понемногу упрощалось, а вот местным жителям становилось все туже. Если в первую половину 19 века множество жителей Белозерского края работали на канале, будучи востребованы, как шкиперы для проводки судов в сложных условиях, либо как бечевники, чтобы тащить корабли вверх по течению, то постепенно их услуги стали лишними. А тут еще и пароходы и цепные буксиры - туеры появились! Параллельно же строились по всей стране железные дороги, и оказалось - многие грузы можно доставить намного быстрее, без дорогих и долгих плаваний по рекам. 27.
В 1930-е годы реконструкции шлюзов продолжались, но на фоне новейших Беломорканала и канала им. Москвы Мариинская система выглядела сильно устаревшей. Поэтому в 1960-1964 годах была проведена грандиозная реконструкция, а вернее - все построено заново. Теперь вместо кучи мелких деревянных было возведено 8 огромных бетонных шлюзов, что используются и по сей день. Мариинская водная система была переименована в Волго-Балтийский путь им. В.И.Ленина. Старые же каналы оказались где-то затоплены, где-то заброшены... 28.
29.
30.
Наконец-то, мы вышли в Онежское озеро, которое так долго нас не принимало из-за волнений. 31.
А потом были Беломорканал с его многочисленными шлюзами и Белое море. Но подробнее о них я расскажу в своих следующих заметках, а пока покажу только немного фото. 32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Благодарим компанию "Инфофлот" и экипаж теплохода "Солнечный город" за прекрасный круиз и отлично организованный отдых.