Большая каменная оранжерея усадьбы Шереметевых Кусково
Солнечным днем 10 февраля впервые приехала в Усадьбу Кусково на концерт органа с флейтой под названием «Русский сувенир». Программа словно музыкальная шкатулка с драгоценностями - музыкой российских композиторов начиная с XVIII и до XX века.
Флейта - Ирина Стачинская - ученица самого именитого флейтиста сэра Джеймса Голвея, самая молодая солистка в оркестре Московской Филармонии, является художественным руководителем нескольких фестивалей, лауреат международных конкурсов.
Ирина Стачинская
Орган - Евгения Кривицкая - известная органистка и музыкальный критик, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь».
Евгения Кривицкая
Открывали концерт произведения «до-глинковской» эпохи Дмитрий Бортнянский «Херувимская песнь» и Максим Березовский Соната для скрипки и клавесина (переложение для флейты и органа).
Для меня эти композиторы стали открытием. Как я поняла, сейчас оба композитора считаются основоположниками классического типа русского хорового концерта. Удивительно, но и биографии у них схожи. Уроженцы города Глухов, оба учились в хоровой школе и затем отправились в Санкт-Петербург в певческую капеллу, оба получили возможность продолжить обучение в Болонской академии и с успехом ее окончили, Березовский на год позже Моцарта. А вот дальнейшая судьба у них ровно противоположная. Жизнь Бортнянского довольно изучена, сохранилось много его произведений. В отличии от Березовского, где исследователи даже с датой рождения до конца не определились, а уж с причиной смерти и подавно. Не жизнь, а загадка талантливого певчего и композитора.
Дмитрий Бортнянский автор и первого государственного гимна Российской державы, которым стал духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» написанный им в 1794 году на стихи Михаила Хераскова. Даже после официального принятия гимна «Боже, царя храни» был гимном неофициальным. До октября 1917-го годы часы-куранты Спасской башни в Московском Кремле вызванивали эту мелодию (наряду с «Преображенским маршем»). А после Гражданской войны этот гимн оставался официальным и духовным гимном белой эмиграции.
© «Херувимская песнь» №7 очень нежное, изящное при дуэте флейты и органа и совсем по другому звучит в исполнении хора, удивительное преображение.
Click to view
Соната Березовского написана в Пизе в 1772 году содержит как итальянские, так и малороссийские элементы. Влияние народных песен прослеживается во второй части, и произведение включает мелодию традиционной народной песни "Ехал казак за Дунай". Сложность партии скрипки показывает, что Березовский умел играть на инструменте на профессиональном уровне.
Click to view
Click to view
Из неожиданного в программе произведение Юрия Николаевича Корнакова соната-соло для флейты, токката. Композитор наш современник, один из ведущих петербургских композиторов второй половины XX века, пианист. Очень сложное по исполнению, с невероятно быстрым ритмом, а стиль я даже описать не могу.
Click to view
Сюита из балета Щелкунчик Чайковского словно специально написана для органа.
Click to view
Концерты в Кусково прекрасны, атмосфера усадьбы XVIII века, здание Большой каменной оранжереи и портретная галерея настраивают на лучшее понимание классической музыки. Концерты проходят в удобное время в 15 часов, а до этого можно посетить дворец, грот и другие павильоны музея, где сейчас проходят выставки и просто прогуляться по территории. Я так впечатлилась, что купила в подарок на 23 февраля билеты родителям.
Картинная галерея в Большой каменной Оранжерее усадьбы Кусково
Большая каменная оранжерея Музея-усадьбы Кусково
Большая каменная оранжерея усадьбы Кусково
Грот усадьбы Кусково
Дворец усадьбы Кусково
Дворец в усадьбе Кусково
За приглашение благодарю
музей-усадьбу Кусково, Евгению Кривицкую и Ирину Стачинскую за прекрасное исполнение,
moscultura и лично Михаила
tushinetc