Величие парфюмеров Российской империи или кто создал Шанель №5? Часть 1

Nov 18, 2023 02:17


ВДНХ не перестает удивлять своими выставками. С 10 ноября по 9 июня 2024 года павильоне 54 в Музее Гаража Особого назначения проходит выставка «Слава и величие парфюмеров царской России - поставщиков Высочайшего двора».



А. Сиу и Ко, Выставка «Слава и величие парфюмеров царской России - поставщиков Высочайшего двора»

Более 700 экспонатов представлены на выставке из частных коллекций вице-президента Союза коллекционеров России, соучредителя Русского музея парфюмерии Ирины Петровны Воробьевой и Дмитрия Самодурова. Полная же коллекция состоит из 10 тыс. экспонатов.





Дмитрий Самодуров, Ольга Госина, Ирина Воробьева

Выставка удивляет не только историями жизни фабрикантов Герке, Ралле, Брокара, Феррейна, Келлера, Остроумова, Сиу, изобилием красивых флаконов и коробочек, но тем какие уловки использовались для рекламы и успешного продвижения и продаж, то есть то что мы сейчас называем маркетингом.

Меня очень захватила эта тема, перечитала массу материалов и постаралась обобщить самые яркие моменты выставки. Особенно приятно, что потомки также публикуют документы, ведут собственные расследования, а для нас все больше открываются утраченные имена великих парфюмеров и страницы эпохи модерна.

«И.Герке и Ко» - первый в России?

О расцвете парфюмерного и косметического дела в XIX веке слышали многие, но вот, что уже в XVIII веке Иван Герке основал первый в Российской Империи парфюмерный магазин со своим производством "Иван Герке и Ко", расположившийся в доме у Петропавловской церкви в Санкт-Петербурге стало известно недавно. В основном во всех статьях представлена информация, что парфюмерное дело началось с открытия фабрики Альфонса Ралле в 1843 г.



Выставка «Слава и величие парфюмеров царской России - поставщиков Высочайшего двора», портрет Ивана Герке создан с помощью ИИ

В 1793 году из-за краха крах французской монархии Екатерина II вводит запрет на ввоз французских товаров.

Как и сейчас любой запрет лишь стимулирует развитие и прогресс, чем и воспользовались местные купцы, раньше торговавшие привозными товарами. Так уже в 1795 году санкт-петербургский купец 3-й гильдии Иван Герке (Иоганн Фридрих Антон Герке) открывает помадно-ваксенную фабрику. Продукции поначалу немного: 5 видов помад, в том числе и для усов, вакса и др. Для привлечения покупателей название на этикетках было на французском «Jean Gercke & Comp», ведь доверия к российским производителям пока не было. Документально подтверждено, что уже в 1813-1814 году было налажено производство жидких духов, в частности лодиколон (кельнская вода) и лодилован (лавандовая вода), и масштаб впечатляет помад почти 55 тыс. шт, парфюмерной воды больше 3,5 тыс. шт. В 1859 году уже при управлении фабрикой внуком Ивана Герке Александром получают звание Поставщика Высочайшего двора. Сохранилось очень мало информации, но ведутся активные изыскания женой прямого потомка Аленой Герке.

Золотой век российской парфюмерии

Товарищество «А. Ралле и Ко»

В 1843 году в Москве Альфонс Антонович Ралле открывает фабрику по производству стеариновых свечей. К 1855 году это полноценная парфюмерная фабрику, производящая продукцию высшего класса: духи, одеколон, мыло, пудру и помаду. В этом же году получает престижное звания поставщика Двора Его Императорского Величества. В 1856 г. Альфонс Ралле по состоянию здоровья возвращается во Францию, а свою фабрику продает компаньонам с условием сохранить его название.



Выставка «Слава и величие парфюмеров царской России - поставщиков Высочайшего двора»

Рекламный гений Ралле. Именно Ралле придумал продавать парфюмерию в красивых маленьких хрустальных флаконах , которые были отдельным произведением искусства, упакованных в не менее прекрасную коробочку расписанную известными художниками того времени, например Альфонсом Мухой и Михаилом Врубелем, хотя сами художники не любили афишировать такую «халтуру». До этого многие средства продавались в больших бутылях и было принято переливать их в будуарные и каретные наборы. Духи (парфюм, парфам или чаще экстракт) были редкостью, в основном пользовались одеколонами. Для волос использовали вежеталь - парфюмированную воду.



Ралле, Выставка «Слава и величие парфюмеров царской России - поставщиков Высочайшего двора»



Ралле, Выставка «Слава и величие парфюмеров царской России - поставщиков Высочайшего двора»



Ралле, Выставка «Слава и величие парфюмеров царской России - поставщиков Высочайшего двора»



Ралле, Выставка «Слава и величие парфюмеров царской России - поставщиков Высочайшего двора»



Стенд Ралле, Выставка «Слава и величие парфюмеров царской России - поставщиков Высочайшего двора»



Ралле, Выставка «Слава и величие парфюмеров царской России - поставщиков Высочайшего двора»

С одним ароматом выпускалась целая линейка продукции: кремы, пудра, мыло. Внутри коробочки обязательно был рекламный вкладыш. Было множество сопутствующих брендированных товаров: пепельницы, курительная бумага и порошки, альбомы вышивания, ноты, мыла, рекламные веера повторявшие очертания флакона духов (одеколон Царский вереск), пудры и даже ткани с логотипом компании. Продукция Ралле была так хороша и популярна, что звание поставщика Высочайшего двора он получает за минимальный срок - 8 лет.



Ралле



Духи Ралле во флаконе бутылка шампанского в ведерке



Вкладыш к одеколонам Ралле, вышивка канвовых узоров

Еще одним толчком к развитию производств стала отмена крепостного права в 1861 году.

В 1860-х у компании Ралле появляется сильный конкурент в лице Анри Брокара - Товарищества «Брокаръ и Ко» и талантливого Адольфа Сиу - «А. Сиу и Ко». Соревновались не только в качестве и оригинальности продукции, но и в рекламной компании. Начался настоящий бум развития парфюмерной промышленности, в результате которого даже аптекари занялись парфюмерией.

После отъезда Альфонса Ралле фабрика продолжила свое развитие. На 1884 год это было самое крупное парфюмерное производство в стране. Большая часть компонентов завозилось из заграницы, а рецептуру разрабатывали приглашенные парфюмеры из Франции и Италии. Очень широкая линейка продукции для любого кошелька от двойных и тройных одеколонов до духов для монарших особ. Качество превосходило французское, что подтверждалось большим количеством наград, четыре раза награждалось государственным гербом Российской Империи, являлось официальным поставщиком двора Шаха Персидского и князя Черногорского, гран-при выставки в Париже в 1900 г.



Парфюм Подснежник Ралле

В 1898 г. компанию покупает Леон Шири (французский дом Grassois). Можно ли считать с этого момента эту фирму российской сложно сказать. Уже на следующий год начинается строительство новой фабрики на Бутырском валу. Одновременно на юге России были заложены плантации для выращивания эфиромасличных культур и получения душистых веществ. Теперь фабрика не нуждалась в закупке сырья за рубежом.



Одеколон Фетишь со слоном

Эрнест Бо и Шанель №5

В 1898 году в Ралле приходит работать Эрнест Бо - русский полуфранцуз, сын наполеоновского солдата, попавшего в плен в 1812 году и осевшего в России. Он даже отслужил во французских войсках. Уже в 1907 году становится ведущим парфюмером после ухода в отставку его учителя Лемерсье. Первый его успех аромат «Царский вереск». В дальнейшем на его основе он создал целый ряд ароматов. В 1912 году к празднованию 100-летия Бородинской битвы он выпустил Bouquet de Napoleon, имевший невероятный успех. К 300-летию Дома Романовых создает Букет Екатерины, правда образцов не сохранилось, но считается что он идентичен аромату Ралле Le No.1, в котором был очень похожая альдегиды как и в Шанель №5. И тут грянула Первая мировая война. Бо ушел на фронт, а уже после вернулся в Россию фабрика была национализирована после Революции 1917 года. Он уезжает во Францию работать на отделение Ралле в Грассе. И в 1921 году по заказу Коко Шанель создает искусственный аромат женщины - альдегидные духи Шанель №5.



"Царский вереск" Ралле

После национализации французские сотрудники Rallet уехали работать на главный завод Chiris в Ла Бокка, Франция, где компания изо всех сил пыталась восстановиться. К ним присоединился Эрнест Бо в 1919 году. К 1926 Rallet был продан Coty.

«Брокаръ и Ко» - от самого народного мыла до «Букета Императрицы»

Выходец из известной парфюмерной французской семьи Анри Брокар (Генрих Афанасьевич) приезжает в Россию искать удачи и счастья. Зная секреты производства французской парфюмерной воды и работая лаборантом у аптекаря и парфюмера Константин Гика, Брокар совершенствует процесс создания концентрированных духов и продает рецепт французской фирме. В 1864 году возвращается в Россию и на этот капитал основывает свое дело. Во Франции была очень большая конкуренция, а российский рынок был свободен, не считая компании Ралле, да и свобод больше после реформ. Женится на бельгийке Шарлотте Равве (Равэ), которая становится его верной помощницей и главным маркетологом. Дальше остается лишь поражаться изобретательности и рекламным ходам Брокара.



Из альбома к 50-летию фабрики Брокаръ и Ко

Первое производство ориентировано на простой народ, в отличие от Ралле. Все начинается с производства мыла в виде шара по 5 коп. Необычная форма и доступная цена делают его хитом. Но он идет дальше и выпускает «мыло народное» по 1 коп. и теперь оно доступно всем. Нет смысла варить из зольного щелока мыло. Брокар буквально «растит» своих потребителей. Следом появляется мыло детское в виде кубиков с буквами, купив последнюю получаешь книжку, то есть способствует повышения грамотности населения.  Появляется мыло в виде огурца, которое пахнет свежестью ведь в его состав входит недорогой экстракт листьев фиалки, мыло в виде овощей и фруктов, животных, которое становится не только средством гигиены, но и игрушкой. Производство растет и уже к 1869 году строится фабрика, появляются более дорогие мыла и парфюмерия.



Мыло-алфавит, кадр из фильма транслирующегося на выставке



Ноты детских песенок Брокар



Детская книжка Брокар

Рекламный гений Брокара

  • Популярность мыла была так велика, что его начали подделывать. Обратился в Департамент торговли и Министерства финансов за разрешение наклеивать на свою продукцию специальную наклейку. 
  • В 1873 году фирму посещает великая княгиня Мария Александровна и ей представляют восковой букет, в котором каждый цветок имеет свой аромат, пораженная она разрешает использовать ее имя на этикетке - «Поставщик двора её императорского высочества великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской». В 1904 году в записях императрицы Александры Федоровной, жены Николая II, упоминается о духах подаренных Товариществом «Брокаръ и Ко» по случаю рождения цесаревича Алексея и упоминание имени парфюмера Августа Мишеля, которого компания Брокар переманила у Ралле. В 1911 году выпускают аромат «Любимый букет Императрицы», правда с изображением Екатерины на этикетке, так как царствующая императрица сочла свой портрет неуместным. К 300-летию Дома Романовых выходит подарочный набор из трех предметов духи, мыло, пудра. 




Любимый букет Императрицы, Брокаръ

  • В 1882 году на выставке в Москве на стенде фирмы Брокаръ появляется фонтан с цветочным одеколоном. Ажиотаж невероятный, все стремятся унести этот запах с собой. Говорят потом Москва еще год пахла исключительно брокаровским Цветочным одеколоном. И его стали считать изобретателем Цветочного одеколона. Успех этой рекламной компании закрепили выпуском одеколона «Фонтан». 




Ароматизированный фонтан Брокара



Цветочный одеколон Брокаръ

  • В честь открытия еще одного магазина в Москве придумал «сюрпризную коробку» с пробниками продукции по 1 руб. за 2 часа все разобрали, дошло до драки, полиция разгоняла покупателей которым не хватило коробок. Скандал!




Сюрпризная коробка Брокар

  • В 1911 году из Лувра была похищена «Джоконда». Картину искали с таким апломбом, что Брокар в 1912 году выпускает о-де-колон с таким названием. К нему шла книжечка где рассказывалось о гении Леонарда да-Винчи и история создания картины. А уже через год картину нашли, теперь она стала всемирно знаменитой, а Брокар неплохо заработал на своем аромате.




Одеколон Джоконда Брокаръ

  • До Революции парфюмерию в основном покупали мужчины для женщин, поэтому присутствовала некая «фривольность» в оформлении этикеток коробок одеколонов. Оформление же доверяли очень известным художникам и даже заказывали композиторам музыку для ароматов. 




Брокар, коробочка оформлена скорее всего Альфонсом Мухой



Пудра Водяная лилия, Брокар

  • Брокар разработал глицериновое мыло для увлажнения кожи, глицериновую пудру, духи «Персидская сирень», душистые чернила, в рекламных целях выпускали пепельницы, веера, носовые шелковые платки, игральные карты, ваза-испаритель для ароматов «Электра», в детское мыло вкладывали ноты с детскими песнями про «Любимую куклу» и «Плюшевого мишку», в вышивальные наборы пробники мыла и одеколонов, выпускали отдельные наборы для мужчин, например охотничий. 




Мыльная палочка для бритья, Брокар



Ваза-испаритель Электра



Мыло Четырех тузов, Брокар

  • Отдельно хочется отметить «Календарь Москвички» - удивительный образец рекламы в виде комикса. С прекрасными подписями 




Календарь Москвички Брокара



Календарь Москвички Брокара



Календарь Москвички Брокара

  • Фирма выпускала духи «Дневной ландыш», «Нильская лилия», «Заира» и даже «Опиа»; первый одеколон для мужчин «Тройной», а также - мыло и одеколон «Букет Плевны». Флаконы изготавливали на подмосковной стекольной фабрике Грибова, иногда по эскизам самого Генриха Брокара.

Заработав состояние Брокар увлекся коллекционированием и собрав большую коллекцию выставил ее на верхнем этаже ГУМа. Все собранные деньги от продажи билетов направлял на благотворительность. Генриха Брокара не стало в 1900 г., его жена пережила его всего на три года. Парфюмерной империей успешно управляли сыновья. Большая часть семьи иммигрировала еще в начале Первой мировой из-за «немецких» погромов. Остался только Александр - страстный любитель искусства, увлеченный живописью и учившийся с Казимиром Малевичем в школе Рерберга. Согласно легенде, именно Малевич сделал эскиз флакона к одеколону «Северный»; крышка в виде белого медведя навинчивается на флакон в виде льдины. В ответ Ралле выпустили одеколон «Полярный» пингвины на глыбе льда.



Одеколон "Северный" Брокар и мозговая помада



Одеколон "Полярный" Ралле

После Революции Александра вместе с руководством компании арестовали, через 5 месяцев ему удалось уехать во Францию, оставив все имущество в том числе и коллекцию свою и отца в России. Что стало с семьей Брокар и заграницей не известно, но потомки есть и одна из них Николь Шерпитель часто приезжает в Москву и активно участвует в исторических исследованиях.

«А. Сиу и Ко»

В 1850 г. в Москву приезжает работать по контракту парфюмер Адольф Сиу с семьей.  И на заработанные деньги открывает небольшую кондитерскую в самом центре Москвы. В 1861 году после окончания контракта Сиу открывает парфюмерный цех. Кондитерское дело приносило достаточный доход и поэтому Сиу мог не гнаться за модой и сосредоточился на создании оригинальных ароматов высокого качества, но доступных и для барышни и для крестьянки. Достигалось это использованием разной тары. Одна купит в  в хрустальном флаконе с позолотой, другая в стекле.



Стенд А.Сиу и Ко

Аромат Розе продавался с хрустальной вазочке, которую потом рекомендовалось использовать в качестве вазы. Часто название аромата было на французском, что отличало продукцию от конкурентов. Самые известные ароматы «Запах женщины», «Свежее сено», «Снегурочка». Все ароматы были в холодной стилистике, нежные и легкие, которые нравились дамам с изысканным вкусом. Кстати, флакон духов «Снегурочка» идентичен Шанель №5, также одинаковы и бутылочки шампанского у Сиу и Ралле.





Сиу и Ко



Флаконы-вазы от одеколона Розе Сиу



Парфюм Интрига Сиу



Флакон духов Сиу в виде ножки балерины или намек на канкан



Флаконы компании Сиу и Ко в форме огурца

Красивый флакон выполненный в технике похожей на ростовскую финифть по легенде создан Фаберже и у флакона круглое дно. Еще одной рекламной фишкой был логотип компании на экипажах и авто доставщиков продукции.



А. Сиу и Ко

Семейное дело процветало и необходимо было расширяться. Фабрика строится на Петербургском шоссе и сейчас мы знаем это здание как бывшую фабрику «Большевик». Кроме кондитерского производства, там были и парфюмерные цеха. По тем временам фабрика была сказочным замком, да еще и вся освещалась электричеством.

Поставщиком Двора Сиу удалось стать в 1913 году, но не благодаря парфюму, а печенью «Юбилейное», выпущенному к 300-летию Дома Романовых.

Рассказ о великих парфюмерах и поставщиках Высокого Двора продолжим во второй части, где нас ждет гений косметологии Остроумов и вся правда о прототипе духов «Красная Москва».

Продолжение следует Часть 2

#музейгон, #музей, #выставка, москультура, ВДНХ, выставка, экскурсия, #русскиймузейпарфюмерии, парфюмерия, #жилабылаосень, #парфюмерия, #вднх

Previous post Next post
Up