Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском

Sep 05, 2023 20:07


Давно не была в Переславле, все проездом, да чаще всего по объездной. И тут прекрасное приглашение в пресс-тур от Союз городов Золотого кольца и проекта «Ярославские культурные экспедиции», проводимый Региональным центром культурных проектов при поддержке ПФКИ посмотреть на самые интересные и новые музеи города.



Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском

Свое путешествие начали с Музея паровозов «Кукушка», расположенного в поселке Талицы в 23 км от въезда в город Переславль. Для нас экскурсию провел директор музея Сергей Витальевич Инспец, благодарю было очень интересно. Этот материал основан на его рассказе.





Директор музея "Кукушка" Сергей Витальевич Инспец

Как появился музей?

Идея создания музея зрела давно. Историей гражданской техники долгое время никто не занимался. Да и сохранилось ее очень мало, ведь в советское время все ненужное сразу шло в металлолом. Так в середине 70х появилось Всесоюзное общество любителей железных дорог - люди интересующиеся не только современным жд, но и его историей. Одним из направлений стало изучение узкоколеек. Ни карт, ни точных сведений на тот момент не было. В 1989 году ярославские кооператоры на базе обанкротившегося Кубанского транспортного управления создали частную железную дорогу первую в СССР. Идея была развивать в этом районе фермерство и туризм. Энтузиасты обратились к кооператорам с идей сделать музей узкоколейной дороги и с тех пор он медленно, но развивается, пополняется техникой, которую ищут не только по всей стране, но даже заграницей. Восстанавливать приходится буквально из руин, да и процесс медленный, поэтому экспонатов в музее не так много, но все они уникальны. Больше всего энтузиастов интересует эпоха паровозов, то есть XIX и начало XX века.

Почему узкоколейка?

Россия первая в мире приняла стандарт колеи до строительства жд. На тот момент, а это 1840 год, стандартов в мире не существовало. Это время зарождения жд. Первую дорогу от Петербурга в Царское село строили по сути иностранцы с их расчетами, оборудованием и выбрали ширину колеи в 6 англ. футов, то есть 1800 мм . Когда она успешно вошла в эксплуатацию сразу возникает идея построить прямую дорогу из Петербурга в Москву и сразу двухколейку. И тут возникает проблема, если взять ту же ширину колеи, то строительство встанет в копеечку. Тогда принимают решение сократить ее на 1 фут, то есть 1524 мм, и закрепляют это в стандарте для всей страны.



Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском

Оценив удобство железной дороги она стала необходима и помещикам, и горнодобытчикам, и многим другим, но строить по стандарту даже небольшой участок очень дорого. Так в 1892 году принимают «Положение о подъездных путях» где разрешается строить дороги не по стандарту если она будет использоваться не для перевозки пассажиров и грузов общего пользования, либо где без перегрузки товаров не обойтись. Так до Ярославля шла стандартная колея, моста через Волгу не было и поэтому для быстроты строительства дороги до Вологды и Архангельска выбрали узкоколейку, что позволило экономически открыть этот район. Дорога успешно работала до 1916 года, более 40 лет. Тоже самое было в Прибалтике, так как там экономически замкнутый район и там тоже строились узкоколейки. Так появились дороги шириной 1 метр и 750 мм. Со своей стороны государство помогало в отчуждении земель для жд, низкими ставками по кредитам при заказе техники на определенных заводах, например Коломенском, Сормовском, Мальцевском, Демидовские рельсы и даже выкуп жд в казну при банкротстве. Началось бурное развитие узкоколеек по все России. К 1910 году ими закрыт весь Урал, в Поволжье можно доехать до Саратова переправиться паромом через Волгу и уехать аж в Казахстан, от Рязани до Владимира, по всем городкам Прибалкики. В 1900 году первый электровоз в России пойдет в Бобайбо это 1000 с лишним км за Байкал на золотые прииски.

Что интересного посмотреть в музее?



Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском

Музей расположен в здании депо постройки 1957 году Талицко-Плещеевского торфопредприятия. В депо гнездятся ласточки и их не выгоняют потому что почти не осталось мест для гнездования, так как многие каменные здание покрыты сайдингом. В 1947 году начали строительство торфопредприятия, а уже в 1949 году отправился первый состав на фабрику кинопленки №5 в Переславль. Точно такой же танк-паровоз Фт-4 сейчас стоит в депо. Изготовлен в 1945 г. по ленд-лизу на финском заводе Тампелла. Танк, то есть «бак» у него расположен впереди, а не в тендере - прицепном вагоне. Единственный сохранившийся из 80 машин построенных тогда. Является памятником науки и техники Армении, России и Финляндии. Построен по чертежам XIX века, то есть времен Анны Каренины. Самоварная труба, керосиновое освещение, танк впереди.



Танк-паровоз Фт-4, Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском

В депо кроме паровозов можно посмотреть на контору станционного смотрителя и электрожезловый аппарат Д.С. Трегера.



Контора станционного смотрителя, Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском



Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском



Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском

Очень интересно посмотреть на автодрезины, автомобиль ЗИМ на железнодорожном ходу, почти восстановленный паровоз типа 157, который уже на ходу, но вот внешний лоск еще навести не успели, разные цистерны, грузовые вагоны, открытый пассажирский вагон.



Участковая автодрезина, Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском



Автомобиль ЗИМ на жд ходу, Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском



Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском



Паровоз типа 157, Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском



Паровоз Гр 269, Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском



Дрезина, Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском



Открытый пассажирский вагон, Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском



Снегоочиститель, Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском



Французский локомобиль "Ардант" завода "Брелу" (Breloux "Ardente") постройки 1925 г, Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском

На некоторых экспонатах  можно увидеть надпись ПЖД - Переславская железная дорога - это выдуманное название, хотя такое сокращение существует правда расшифровывается как Полевые железные дороги - сборно-разборные модули использовались во время военных действий как быстровозводимые пути.

Кроме интересных экспонатов здесь можно прокатиться на дрезине по небольшому участку дороги, которая осталась от той что вела в Переславль, примерно 1 км, а дальше начинается территория Национального парка Плещеево озеро и Блудово болото. Поездка у нас получилась отличная, но мы плохо подготовились, надо было песню заготовить, так ехать веселее.



Покатушки на дрезине, Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском

С Наташей pamsik путешествует жук



Покатушки на дрезине, Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском

Кстати Блудово болото подробно описано Михаилом Пришвиным в «Кладовая солнца». Писатель жил здесь во время ВОВ, сохранился его дом, охотился, гулял по лесам, а впечатления легли в основу его рассказов. Правда изначально его заданием было написать статьи экономически важные, возможно поэтому под конец произведения появляется кусочек о том что болота это стратегический запас торфа, который станет сырьем для электростанций, то есть «кладовой солнца».

А при чем здесь «Кукушка»?

До 1912 года не было стандарта по обозначению паровозов и называли кто как хотел и в честь учредителей предприятия, городов, рек, цифрами и буквами. При перепродаже их еще и переименовывали, путаница полнейшая. И вот в 1912 году Министерство путей и сообщения переименовывает все паровозы по типу и присваивается номер из буквы и цифр. Так самому распространенному паровозу узкой колеи Коломенского завода присвоили букву «К». И сразу к нему прилипло прозвище «Кукушка», а потом в 1914 году появился вариант «усиленный» то есть КУ, но массово его выпускать начали лишь 1928 году уже под маркировкой КШ. А еще свисток паровоза напоминал из далека кукушку.

Как-то раньше не задумывалась, что у паровозов огромный расход воды 1 тонна на 10 км, то есть при расстояниях между городами нашей большой страны на паровозах сложно было далеко уехать, максимум на 30-40 км, а потом необходима дозаправка. Жаль уже столько лет не проводится парад паровозов на день железнодорожника, до сих пор помню как меня впечатлила их мощь и красота в далеком 2016 году.



Котел паровоза типа О, Музей узкоколейки и паровозов "Кукушка" в Переславле-Залесском

Очень интересный музей и не только для любителей жд техники. Дорога до музея грунтовая, песчаная, проехать может любое авто, возможно только зимой бывают трудности, поэтому перед поездкой загляните на сайт музея или страничку в вк  там актуальная информация. С 11 часов работает кафе, есть туалет. Сайт кстати интересный, публикуются новости о пополнении коллекции, а многие активности в вк.

Адрес музея: Ярославская обл., Переславский р-н,
пос. Талицы, ул. Лесхозная, дом 1 

#музей, Ярославская область, музей, Переславль 2023, экскурсия, Переславль-Залесский, #переславль, #переславльзалесский, #кудапойтисдетьми, #жилабылаосень, #золотоекольцо, #ярославскаяобласть

Previous post Next post
Up