Федоскинская фабрика миниатюрной живописи

Jul 28, 2021 11:00





Федоскинская фабрика лаковых миниатюр

На прошлой неделе как представитель сообщества moscultura побывала в подмосковном селе Федоскино где сохранился уникальный художественный промысел лаковых изделий. Инфоповод был прекрасный - презентация самого большого лакового панно «Птицы-тройки в русском поле» созданного специально к открытию 7 августа  X Межрегионального фестиваля славянского искусства «Русское поле». 



На самом деле АО «Федоскинская фабрика миниатюрной живописи» находится в Данилково, которое с 2015 года входит в село Федоскино, что мы и видим на подъезде к фабрике.

Экскурсия начинается с сувенирного магазина где от красоты захватывает дух,  а глаза поражает то свечение, которое исходит от живописных миниатюр. Секрет в многослойной росписи,  инкрустации перламутром, металлизированной основе и мастерстве, передаваемому от художника к художнику.

Немного истории

Все начиналось с производства козырьков из папье маше в конце XVIII века основанного купцом П.И.Коробовым в подмосковной усадьбе «Данилково». В 1795 году купец, переняв технологию производства лаковых изделий у немца И.Г. Штобвассера, открывает одну из первых в России табакерочных фабрик. В качестве картинок изначально использовали гравюры. Со временем технология совершенствовалась и изделия стали украшать живописью.

С 1818 года производство переходит к зятю Коробова П.В. Лукутину, который расширяет ассортимент, учреждает школу ученичества, и в 1828 году получает Высочайшее Право ставить на изделия изображение герба. Расцвет фабрики пришелся на 1840-1860-е годы когда ассортимент достиг 120 наименований, начали использовать золотую фольгу с собственной фабрики, перламутр и слоновую кость, производство стало известным за рубежом. В 1902 году после смерти последнего представителя купеческой династии Лукутиных фабрика закрылась, но промысел и технологию сумели сохранить федоскинские мастера и в 1910 году основали артель живописцев.

Советский период новый виток в развитии Федоскинской миниатюры: новые сюжеты, сотрудничество с Третьяковской галереей, копирование коллекции Московского Кустарного музея, создание собственных композиций и тем.

Секреты производства

В прошлом году фабрике исполнилось 225 лет при этом процесс производства мало изменился со времен основания фабрики. За прошлый год, не самый удачный в плане заказов в связи с пандемией, выпустили меньше 2 тысячи изделий, а в советское застойное время были десятки тысяч. Наверное поэтому сейчас так удивительно видеть шестиэтажное здание построенное в 1972 года и представить что было так много мастерских.



Федоскинская фабрика лаковых миниатюр

Все начинается с цеха навивки картона. Запас картона и самих форм сохранился еще с советских времен. Поэтому сейчас здесь работает всего два мастера. Дело не быстрое и трудоемкое. На шаблон с помощью клейстера, заваренной муки или крахмала, наклеивают множество слоев картона, помещают под пресс. Количество слоев мастер подсчитывает на счетах. После опрессовки шаблон убирают. И оставляют при комнатной температуре сушиться на месяц. Дальше заготовку проваривают в льняном масле. После масла заготовка оправляется на выпечку в печь на две недели при 120 градусах, получается «загорелая» заготовка, благодаря этому слои становятся единым целом, намного тверже дерева.



Заготовленные листы картона



Деревянный шаблон и листы картона



Процесс обвивания шаблона картоном



Пресс для заготовки



Счеты с засохшим клейстером



Цех пропитки и сушки



Заготовка после масла и выпекания

Технология позаимствована у немцев, а в Европу лаковые миниатюры пришли из Китая. При этом лаковый промысел выжил только в России и даже распространился за счет обучения мастеров Палеха, Мстеры и Холуя где раньше занимались иконописной живописью, но переквалифицировались чтобы выжить в непростые посте революционные годы.

Дальше форму распиливают на циркулярной пиле на будущие шкатулки и с помощью казеинового клея прикрепляют донышко, обрабатывают напильников и шкурят,  делают паз для крышки, доводят до конечного результата. Это называют «бельем».



Ирина Михайловна, экскурсовод, демонстрирует как приклеивание дна будущей шкатулки



Мастер Николай Васильевич Корсаков, опиловщик



Рабочее места мастера опиловщика



Шкатулка "белье"

Следующий цех лаков, но производство токсичное поэтому мы его не увидим. Здесь «белье» покрывают шпатлевкой и лаком: внутри красный, вверху черный. Выбор сделан в пользу этих тонов так как рисунок на контрасте смотрится более выигрышно. Используют в производстве автомобильные лаки и до момента как приступят к живописи шкатулку ждет покрытие в 15 слоев лака, на конечном изделии больше 30 слоев. Поэтому изделия сохраняются на века.

Про художников «троечников» и власть Хозяйки Медной горы

Живописная мастерская сейчас это всего одно помещение. Художников 40, но большинство работает на дому, приезжают лишь на художественный совет, сдают работу, получают полуфабрикат, задание и материалы. Работа сдельная.

Для создания глубины, яркости и свечения врезают кусочки перламутра в берегов Индийского океана, наклеивают сусальное золото или серебро и по этому слою прописывают красками сюжет. Технология принадлежит исключительно Федоскинской фабрике, в отличие от Палеха, Мстеры и Холуя где используют плотные темперные краски, которые не просвечивают.



Живописная мастерская. Обратите внимание, что образец у художника вертикальный, а изображение уже горизонтальное

Живопись многослойная, то есть слой красок потом лак, потом снова живопись. Краска при этом на лак не ложится и приходится его зашкуривать, поэтому шкурка 600 и 800 и вода у мастеров на каждом столе. Одновременно художник пишет несколько работ. После окончания автор подписывает произведение «Село Федоскино, год, ФИО», дальше работу принимает Худсовет, оценивает и выплачивает по результату оплату.

На каждом изделии ставится фирменный знак - «клеймо» в виде «летящей» тройки лошадей - традиционный сюжет. На производстве есть художники специализирующиеся на изображении троек- «троешники». В XIX веке это был двуглавый орел.



Федоскинская фабрика лаковых миниатюр

Нонна Иосифовна Кузнецова уже много лет создает авторские росписи Малахитовых шкатулок с Хозяйкой Медной горы. Уж очень пользуется спросом. Нонна Иосифовна посвятила всю свою трудовую жизнь фабрике и планирует встретить юбилей 90 лет на работе.



Нонна Иосифовна Кузнецова, художник



Шкатулка Кузнецовой Н.М. в сувенирном магазине при фабрике

В зале музея попалась вот такая трогательная картина:



Заключительный этап полировка.  Принятое на худсовете изделие покрывают лаком в несколько слоев,  зашкуривают, а потом полируют до зеркального блеска. Внутреннюю часть исключительно вручную. Весь цикл от заготовки до магазина это 6 месяцев работы.



Сушка готовых работ



Сушка готовых работ



Полировка изделий



Работы после полировки



Работы после полировки



Работы после полировки



Полировка изделий



Полировка изделий

Про самое большое лаковое панно «Птицы-тройки в русском поле»

К сожалению увидеть шедевр нам не удалось, проходит процесс сушки, да и сглазить боятся очень. Рекорд можно посмотреть в онлайн режиме на фестивале «Русское поле», а нам показали эскиз где изображена тройка лошадей. Будущий шедевр будет весом 30 кг, длиной 180 см, шириной 140 см.



Сергей Михайлович Сидоров, главный художник и эскиз панно

Музей фабрики

Заключительный аккорд экскурсии посещение музея при фабрике. Здесь много уникальных работ, которым уже около 100 лет. Как рассказал Алексей Васильевич Аверьянов, Генеральный директор, самые «старые» шкатулки в этом зале вот эти две:





Очень жаль, что фото совершенно не передает красоты и переливов произведений искусства. Как ни старалась снять эффект в живую в разы сильнее. Меня лично покорило изображение Юрия Гагарина. Оно невероятно объемное, ощущение бескрайнего космоса за его спиной:



Юрий Гагарин, Федоскинская фабрика лаковых миниатюр

В музее можно заметить некоторые работы с трещинами лаковой поверхности. Нам пояснили, что это подлежит реставрации, к сожалению в 90-е годы качество лаков оставляло желать лучшего. Сотрудники постепенно восстанавливают верхние слои.



Полезная информация

Все также действует Федоскинское училище, конкурс большой, для россиян образование бесплатное,  экзамены: рисунок, живопись, композиция, русский язык и литература. Есть общежитие бесплатное. Жаль не попали в мастерские юных художников, лето и каникулы.

Увидеть как создаются потрясающие лаковые миниатюры можно на экскурсии и мастер классе, вся информация и цены здесь. И конечно можно заказать почти любое изделие с лаковой миниатюрой, это не только не самые актуальные сейчас шкатулки, но и панно, столы, очечники, заколки, магниты и многое другое.



Мастер класс по росписи шкатулки Федоскинская фабрика лаковых миниатюр



Мастер класс по росписи шкатулки Федоскинская фабрика лаковых миниатюр



Мастер класс по росписи шкатулки Федоскинская фабрика лаковых миниатюр

Также через дорогу находится Музей художественных промыслов в Усадьбе Лукутиных. Очень советую заглянуть, стоимость билета для взрослого 250р, в izi travel подробная экскурсия по всем залам. Про музей расскажу отдельно, отлично подойдет для поездки выходного дня.

И немного прекрасных работ из магазина фабрики:



Федоскинская фабрика лаковых миниатюр



Федоскинская фабрика лаковых миниатюр



Федоскинская фабрика лаковых миниатюр



Федоскинская фабрика лаковых миниатюр



Федоскинская фабрика лаковых миниатюр



Федоскинская фабрика лаковых миниатюр



Федоскинская фабрика лаковых миниатюр



Федоскинская фабрика лаковых миниатюр



Федоскинская фабрика лаковых миниатюр

Благодарю за приглашение сообщество блогеров moscultura и лично Михаила Брацило, сотрудников АО «Федоскинская фабрика миниатюрной живописи» и Оргкомитет Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства «Русское поле».

производство, #народныепромыслы, москультура, экскурсия, Подмосковье, промышленный туризм, #федоскино, #экскурсия, #русскоеполе

Previous post Next post
Up