Останки Коломенского завода тяжелого станкостроения (КЗТС)

Jul 16, 2020 19:42


Продолжаю рассказывать про нашу первую поездку после самоизоляции по маршруту Зарайск-Рязань-Коломна. И сегодня хочу показать вам не ту красиво-пряничную Коломну, которая так полюбилась многим туристам, а другую настоящую, ушедшее величие.





Про ЗТС я даже не слышала, так как все родня работала на Коломзаводе. Поэтому было особенно удивительно увидеть территорию этого гиганта. Нам бы и не пришло в голову приехать сюда если бы не путь к нашей базе отдыха где нам очень понравилось.



Коломенскому завода тяжелого станкостроения в этом году исполнилось 106 лет. В Российской империи здесь начинали с конных повозок, потом, в советские времена, делали пушки и, наконец, перешли к станкам. ЗТС был настоящим гигантом советской индустрии и занимал огромную территорию, которая теперь поделена между несколькими юридическими лицами. В общем, случилось то, что обычно случалось с такого рода предприятиями в годы, когда страна увлеклась торговлей и финансами: завод обанкротился.





Вот в этом здании сейчас располагается Проф.училище №30 или просто «Колледж Коломна»



Профессиональное училище №30



Профессиональное училище №30

Напротив памятник без подписи, но явно ведь Маяковский.



Территория КЗТС памятник Маяковскому

Обходим техникум слева. Тут одно здание бежевого цвета явно занято какой-то фирмой.



А вот так выглядит здание колледжа сбоку.



Еще один заброшенный цех.



Заброшенный цех

Около него сворачиваем направо.



Заброшенный цех вид сбоку

Здесь можно посмотреть на исторические здания завода с другой стороны. Архитектура шикарная, жаль, что некоторые окна уже поменяли на пластиковые.







Территорию завода с высоты птичьего полета смотрите здесь



Немного истории.

В 1912 году Эмиль Липгарт выкупил у крестьян деревню Бочманово и 23 июня 1914 года Товарищество «Эмиль Липгар и К°» обратилось к московскому губернатору с просьбой выдать разрешение на открытие Бочмановской фабрики сельскохозяйственных машин. На участке земли в 59 десятин началось производство плугов, молотилок и веялок.

В 1915 году фабрика была выкуплена Коломенским машиностроительным заводом и на ней организовано производство снарядов. После Октябрьской революции фабрика была преобразована в Государственный артиллерийский ремонтно-опытный завод (ГАРОЗ). Заводу было присвоено имя К.Е. Ворошилова. В документации он обычно назывался «Завод № 4», с 1939 года подчинялся Народному комиссариату вооружения СССР. В открытых источниках его именовали «Завод сельскохозяйственных машин имени К. Е. Ворошилова». Завод занимался в основном ремонтом артиллерийского вооружения Красной Армии и опытными работами по новым образцам. С началом Великой отечественной войны начал массовое производство зенитных орудий и другого артиллерийского вооружения.

В 1920 году завод насчитывал уже около 4 тысяч работников. В предвоенные годы предприятие занималось ремонтом артиллерийских систем. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в город Красноярск, где на его базе возник современный оборонный Красноярский машиностроительный завод (п/я №32). В то время производство военной техники было главным для предприятия.  В Коломне же на освободившихся площадях наладили ремонт пулеметов, винтовок и зенитных орудий. На Бочмановском заводе собирали виллисы, студебеккеры и другие машины из запчастей, которые поставляли по лендлизу. Всего было собрано 45 тысяч автомобилей.

В 1948 году Совет Министров СССР издал постановление о создании Государственного Коломенского завода тяжелого станкостроения. За полвека развития завода только число разнообразных типов и моделей коломенских машин превысило 1000 наименований. Было выпущено около 8,5 тысячи уникальных тяжелых станков и 825 гидравлических прессов. Из общего объема изготавливаемых машин почти четверть поставлялась в 50 стран мира, в том числе США, Германию, Англию, Францию, Японию, Китай.

В 50-е годы Коломенский ЗТС поставлял уникальные гидравлические прессы для создания магистральных газонефтепроводных труб-гигантов диаметром до 1620 мм.
Традиционной продукцией на заводе считались выпуск гаммы карусельных станков с диаметром обработки от 1200 до 2500 мм и зубофрезерных станков до 20 000 мм.
Так, в 1970 году из мастерских завода вышел двадцатиметровый карусельный станок-гигант КУ299. Его изготовили для японской фирмы «Хитачи». Он весил 1100 тонн и служил для обработки деталей диаметром 16 - 20 метров, при наибольшем их весе 960 тонн. Высота станка достигала высоты восьмиэтажного дома!

Распада СССР завод не пережил. В 2011-м году ЗАО «Станкотех» поглолил обанкротившееся предприятие ООО «СКБ-ЗТС», созданное на основе цеха прецизионных станков бывшего Коломенского завода тяжелого машиностроения. В 2013 году ЗАО «Станкотех», управляющее производством в Коломне, объединилось со станкостроительным заводом в Стерлитамаке (НПО «Станкостроение») в группу «СТАН». В октябре этого года было объявлено о присоединении к группе еще двух станкостроительных производств в Рязани и Иванове.

Станки, которые строятся сегодня в Коломне, - это совсем не рядовое оборудование. Изготовлен и работает в цехе уникальный станок-трубогиб, постепенно воплощается в металле универсальный раскатной стан УРС-3200, проектируется станок для вырезания вафельного фона и многое другое.

По материалам:
https://kolomna-spravka.ru/news/28829?utm_source=clipboard

https://www.yaplakal.com/forum2/topic1014478.html
http://stanki-katalog.ru/st_kolomna.htm

Рекомендую к посещению всем кто любит промышленную архитектуру начала XX века.

#архитетура, #промарх, #подмосковье, #коломна, 2020, #заброшка, Зарайск-Рязань-Коломна2020, Коломна, #путешествиепороссии, автопутешествие, Подмосковье, Московская область, #промышленность, #КЗТС

Previous post Next post
Up