Епифанский острог был основан князем Иваном Федоровичем Мстиславским около 1566-1567 гг. для защиты южных границ Московского государства. Вокруг крепости были организованы стрелецкая слобода, слобода конных стрельцов и 7 казачьих слобод, являвшихся фортами основной крепости. Епифань окружающие ее слободы пережили все вражеские набеги и события смутного времени.
По мере расширения границ Российского государства, Епифань постепенно теряет свои оборонные функции и приобретает новое значение. С 1708 года город с уездом относился к Московской губернии, а в 1777 году вошел в состав Тульской губернии и получил свой герб. На гербе изображены три стебля конопли и это неспроста, здесь выращивали коноплю в огромных количествах, шла она на полотно, веревку и масло.
Со второй половины XVII века Епифань становится крупным торговым и культурным центром. Ежегодные ярмарки приносили неплохие доходы местным жителям и городу, который постепенно богател и креп. Постепенно граница Московского государства уходила все дальше на юг. Епифань утратила свое военное значение, выполняла теперь административные функции и являлась торговым центром.
Сейчас главной достопримечательностью Епифани является величественный Никольский собор. Это один из старейших храмов Куликова поля. Первые упоминания о нем относятся к 1685 г. Каменный храм был построен в первой половине XVIII века, и был обнесен стеной с бойницами и четырьмя угловыми башнями. С 1810 по 1850 гг. строится новый собор в классическом стиле по чертежам столичных архитекторов.
В годы правления Петра Первого рядом с Епифанью пытались построить Ивановский шлюзовой канал между Доном и Волгой, но после постройки ряда шлюзов эта затея была оставлена в связи с недостатком воды для пропуска судов.
В общем славный торговый городок был, а превратился в поселок.
Вообще эти места полны легенд и местных обрядов. Про самую интересную можно почитать вот здесь
https://www.proza.ru/2014/04/29/1209. Если вкратце, то это легенда об образовании поселка. Жил был разбойник Епифан со своей бандой и промышлял он грабежом судов, которые волоком перетаскивали из Дона в Волгу. Успешный "бизнес" у него был, он разбогател. Жили разбойники в пещерах и имели свою разведку. К тому времени вокруг пещер уже народ жил, целое поселение получилось, часть денег на его строительство дал сам Епифан. Однажды этим путем перевозили часть казны и они успешно ее украли. Царь осерчал и послал перебить всю эту шайку. Епифана давно нет, а место до сих пор носит его имя. Говорят еще, что под главной улицей, которая сейчас ведет к спиртовому заводу, скрыты те самые пещеры, а в них сокровища Епифана.
2.
Как уже писала обрядов разных было много, некоторые и сейчас сохраняются. Так всех кто колдует, да знахорсвом промышляет хоронят в осиновом гробу, на лоб кладут камень, чтобы в этом мире не поднялся уже, и кладут посох, чтобы на том свете легче "гулять" было.
Откуда столько легенд и рассказов, да просто у нас был уникальный экскурсовод Игорь Пешехонов.
3.
Времени у нас было мало, поэтому толком посмотреть территорию храма не удалось. Стоит обратить внимание на башню из темно-красного кирпича. Она была частью ограды храма постройки XVIII века.
4.
Что еще интересного есть в этом поселке? Стоит зайти в Музей купеческого быта. Экскурсии тут проводят интересные, да еще и театрализованные.
5.
Это дом купца Байбакова Антона Евграфовича, купца 2-ой гильдии. Во второй половине XVIII в. фамилия Байбаковых была одной из самых распространенных в Епифани. Антон Евграфович был далеко не самым богатым, но очень уважаемым человеком в Епифани. В течение 27 лет он избирался гласным (депутатом) городской думы, был членом других Присутствий.
6.
7.
Внутри воссоздана обстановка XIX века и включает в себя жилой дом с гостиной, спальней и кабинетом (постройка 1913 года), торговую лавку с подвалом, хозяйственный двор, огород и баню. Дом был зажиточный, здесь много элементов роскоши тех времен граммофон, сервизы и многое другое.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Экскурсовод очень интересно рассказывала про жизнь семьи Байбаковых, но меня больше всего поразило, что хозяин в течении нескольких лет участвовал в шахматном турнире по переписке. Это ведь сколько терпения нужно, письма приходили не часто, раз в месяц примерно.
16.
17.
18.
19.
Спускаемся в подвал купеческой лавки. Здесь можно увидеть в какой таре хранили товары.
20.
21.
А это вкусный бренд Епифани)
22.
23.
24.
25.
26.
Лавка купца Байбакова, здесь торговали в розницу то есть вели мелочную торговлю.
27.
Всего понемножку.
28.
Тут одному юному блогеру и вполне взрослому журналисту дали попробовать поторговаться.
29.
30.
Чуть "сахарную голову" не купила в качестве сувенира. Остановило лишь то, что тяжелая очень, да еще как я буду сахар откалывать? Но для иностранцев думаю сувенир супер необычный.
31.
32.
А мы направляемся в кухню, где конечно главный объект это печь.
33.
Тут нас угостили чаем из самовара: чай летний "Куликово поле", чай насыщенный "Донской". Чайные сборы можно купить в лавке. Еще здесь можно переночевать и в бане вроде даже попариться.
Информацию можно найти здесь.
34.
Угостили нас местным вареньем и булочками-жаворонками.
35.
С этими птичками связано много историй. Так на Руси считалось, что на день весеннего равноденствия 22 марта с юга прилетает 40 птиц, а первые конечно жаворонки. У праздника есть несколько названий - Со́роки, Сорок сороко́в, Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день. В Православной вере жаворонков пекут в честь 40 мучеников Севастийских. Вот такое смешение язычества и Православия.
36.
Когда мы вышли из музея на улице уже стемнело, жаль собор без подсветки, ему бы очень пошло.
37.
Хотите почитать про историю Епифани, то рекомендую вот этот сайт:
http://mmdtug.forum2x2.ru/t528-topic