Заранее прошу прощения за качество изображений и возможную неправильную трактовку или неуместное акцентирование. Я учусь.
1. Двойной корень стиля.Объективного видения реальности не существует. Форма и краска воспринимаются различно, исходя из темперамента художника.
Примеры (на основе одинаковой исходной натуры).
Женская фигура у Ботичелли и Лоренцо ди Креди. Бурные линии Ботичелли каждой форме сообщают остроту и активность. Креди линией и пропорцией запечатляет покоящееся явление.
Ботичелли. Рождение Венеры, Флоренция, Уффици
Лоренцо ди Креди. Венера., Флоренция, Уфицци.
Одежда. Складки ткани. Терборх придает ткани атласный блеск, элегантность, аристократизм. Метсю придает складкам тяжесть, небрежность.
Терборх. Домашний концерт, Париж
Метсю. Урок музыки, ГаагаДеревья. Гоббема пишет их легкими, контуры их кудрявее,грациознее, они реже размещены в пространстве. Рейсдаль отягчает движение линий, не позволяет отдельным формам обособляться друг от друга, но тесно их переплетает. Множество пересекающихся линий горизонта, соприкосновение деревьев с силуэтом гор производит гнетущее впечатление.
Гоббема. Пейзаж с мельницей, Париж
Рейсдаль. Дубы, рисунок, Берлин
(У меня есть сомнения, что это та самая репродукция,возможно, я ошиблась)Различие мастеров в итоге сводится к признанию подобных типов творчества. Наряду с индивидуальным стилем существует стиль школы, страны, племени. Формы непосредственно соприкасаются с культурно-бытовыми моментами. Возникает понятие национальной психологии формы.
Примеры.
Голландцы Рейсдаль и Гоббема рядом фламандцем Рубенсом кажутся одинаково необычайно тонкими рисовальщиками: почва вздымается крутыми валами, стволы деревьев страстно тянутся кверху, листва трактована компактными массами.
По сравнению с энергией движения рубенсовского рисунка, любая голландская форма производит впечатление покоя. Ни одному голладнскому дереву не свойственен пафос фламандского движения. Рубенс, поднимая высоко линию горизонта, делает картину грузной. У голландцев горизонт низок, 4/5 картины заняты воздухом. Архитектура Голландии имеет специфическую легкость, в ней нет тяжеловесности, как у каменных масс фламандцев.
Рубенс. Пейзаж с коровами, Лондон, Бекингемский дворец
Различные эпохи порождают различное искусство. Характер эпохи перекрещивается с национальным характером. Существуют параллели между эпохами стиля и эпохами культуры.
Примеры.
Итальянский ренессанс. Центральное понятие - понятие совершенной пропорции. Человеческое сознание воспринимает с наслаждением это искусство, как образ возвышенного свободного бытия, в котором дано участвовать и ему.
Барокко дает не законченное, но движущееся, не ограниченное, но необъятное. Интерес прикован к быванию, а не к бытию. Ренессансная расчлененность архитектурного тела заменяется нагромождением частей, лишенных самостоятельности. Душа стремится раствориться в высотах чрезмерного и беспредельного.
Данные примеры: индивидуальный стиль, народный стиль и стиль эпохи иллюстрируют цели истории искусства, понимающей стиль как выражение настроения эпохи и народа, с одной стороны, выражение личного темперамента - с другой.
К задачам истории искусств относится не только анализ художественного достоинства и выражения, но также обнаружение «оптических слоев» - особенностей видения в каждую данную эпоху.
В истории стиля можно открыть нижний слой понятий, то есть понятия, относящиеся к изображению, как таковому.
Примеры.
Совпадение живописной манеры итальянца Бернини и голландца Терборха говорит здесь об особом способе видения, который может быть свойственным самым разнородным художникам.
Микеланджело и Ганс Гольбейн Младший, мало родственные между собой как личности, схожи в манере строго линеарного рисунка.
Сдержанность и достоинство архитектурной живописи Рафаэля отсылает к изобразительной форме его эпохи, которую он лишь заставил служить свои целям. Французский классицизм 17 в. При сходном намерении покоится на другой «оптической» основе. Ложно, что каждое определенное настроение всегда располагало одинаковыми средствами выражения.
2. Наиобщие формы изображенияДанная книга анализирует вид восприятия лежащий в основе изобразительных искусств в различные столетия.
В интересах простоты нужно взять 16 и 17 век как условные «готовые» типы, с четко закрепленными различиями. Развитие от 16 к 17 веку может быть сведено к следующим 5 парам понятий.
1. Развитие от линейного к живописному. Пластическое и контурное видение изолирует вещи, для живописного глаза вещи сливаются вместе. В одном случае - восприятие отдельных материальных объектов как незыблемых осязательных ценностей, в другом - их совокупности, как зыбкой видимости.
2. Развитие от плоскостного к глубинному. Классическое искусство располагает части целого в виде ряда плоскостных слоев, барочное - размещает их вглубь.
3. Развитие от замкнутой к открытой форме, то есть смягчение тектонической строгости.
4. Развитие от множественности к единству. В классической системе отдельная часть обусловлена целым, но не перестает быть самой собой. В барочной - соотнесение элементов к одному мотиву или подчинение второстепенных элементов руководящему.
5. Абсолютная и относительная ясность предметной сферы. Ясность мотива перестала быть самоцелью изображения, в отличие от доведенной до совершенства формы, достаточно только ее опорного пункта.
3. Подражание и декоративность.Всякое художественное восприятие организовано также согласно определенным требованиям вкуса. Поэтому пяти парам понятий присуще как подражательное, так декоративное значение. Если развивающееся искусство растворяет линию и заменяет ее движущейся массой, это совершается не только в интересах постижения новой истины природы, но и в интересах нового ощущения красоты.
Перечисленные 5 пар понятий изображают некоторый рациональный психологический процесс. Мы видим каждый раз так, как хотим видеть, но это все же не исключает возможности, что каждое изменение подчинено определенному закону.