В ней учатся дети 3-6 лет. Основная задача обучения в этой группе: обратить сердца деток к Богу. Программа построена на основе подхода Монтессори, отличительная черта которого заключается в том, чтобы информация воспринималась ребенком не только на слух, но и задействовались остальные органы чувств.
Хочу рассказать, как проходят занятия. Сразу оговорюсь - сначала мне не нравился этот подход, казался слишком непривычным, но позже, видя, как в процесс обучения меняются дети, мне показался этот подход одним из наилучших для этой возрастной группы.
Фотографии покажу только класса и учебных пособий, так как детей во время занятия снимать нельзя, чтобы не сбить их, не нарушить атмосферу урока. Потому что на этих уроках ни что не должно делаться напоказ - работаем только "вовнутрь".
Перед началом урока дети собираются на стульчиках в коридорчике перед классом. Учительница (матушка) заранее сидит там и ждет учеников. Детки приходят, садятся рядом, и она с ними беседует о том, о чем они захотят. Основная цель этого - наладить контакт с ребенком, и успокоить его, если он взбудоражен. Все беседы, как в коридорчике, так и на занятии, ведутся тихим голосом. Затем все становятся, выстраиваются в ряд за учительницей, и тихо входят в класс. Вход в класс - очередной узкий коридорчик, в центре которого наклеена зеленая лента - ступая по ней надо дойти до основного помещения. Там детки вместе с учительницей садятся на ковер полукругом. Перед ними - низенький столик, на котором Библия, икона, свечи, цветы. Рассматривается икона праздника, зажигаются свечи, читается Евангелие (взрослое). Затем оно поясняется, обсуждается. Поется тропарь. Затем дети гасят свечи.
Две фотографии: перед Рождеством и после Пасхи.
После этого детки (их не более 6 человек) разбиваются на две возрастные группы, и каждой из них показываются разные презентации. Я на вторых ролях в этой группе - помощница учительницы. В мои обязанности входит показывать детям презентации и помогать им при самостоятельной работе.
Каждое учебное пособие сначала объясняется ребенку, проводится презентация. И только затем ребенок, во время самостоятельной работы, может им заниматься сам. Или он подзывает свободного учителя и просит ему снова рассказать и показать презентацию.
Презентации - это диорамы и фигурки, с помощью которых можно продемонстрировать истории из Евангелия, притчи.
(Большая часть учебного материала, все презентации выполнены руками наших прихожан.) Около каждой презентации стоит соответствующая икона.
Вот некоторые из них:
Рождество Христово. Ангел пришел к пастухам и повелел прийти им к пещере:
Благовещение Пресвятой Девы Марии:
Посещение Пресвятой Девой Марией св. Елизаветы:
Тайная Вечеря:
А вот географическое пособие:
- глобус, на котором двумя точками отмечены Израиль и то, где мы живем;
- трехмерная карта, в которую вставляются "флажки", показывающее месторасположение Вифлеема, р. Иордань, Иерусалима и Голгофы.
- Двумерная карта-пазл, которая показывает различные области Израиля
- Папка с цветными листами, на которых швейной машинкой проперфорированны указанные области - их можно вырезать или оторвать руками, а затем на листе бумаги склеить свою карту. Также прилагаются "флажки", которыми указываются самые важные места (Вифлеем, ...).
Город Иерусалим: с одной стороны - собранный, а с другой - схематично показанный. Здания можно переносить из одной части в другую.
Кроме этого, есть множество пособий. Например, набор: баночка с мукой, дрожжами, кувшин с теплой водой, мерные ложечки и стаканчики, а также емкость для подогревания (от детских бутылочек). Дети делают два вида теста: с дрожжами и без, а потом ставят в ёмкость для подогрева. К концу занятия (или после вечерней службы) дети смотрят, какое тесто подошло, а какое - нет. Это - демонстрация притчи.
Пузырек с горчичными семенами, и розеточка с пшеничными зернами:
Здесь детки изучают цвета священнических одежд:
Имитация алтаря. Надо видеть, с каким трепетом дети расставляют предметы на алтаре, зажигают свечи. На фотографии отсутствуют учебные Евангелие и служебник - они выполнены из дерева, но раскрашены так, что их все пробуют открыть. Цель этого пособия - чтобы дети знали, что происходит в алтаре, как называются предмты и в чем их предназначение. А после того, как ребенок разложил предметы и зажег свечи, он сидит задумавшись, или молится.
Место, где ребенок изготовляет букетики: вынимает понравившиеся цветы из воды (обычно их много), подрезает им кончики, наливает воду в выбранную вазочку, вставляет туда цветы, выбирает вязанную салфеточку. Затем ставит вазу на салфеточку в выбранном месте: обычно дети ставят цветы около одной из икон, или около Библии.
Шкафы с разными материалами относящимися к повседневной жизни. С помощью них маленькие дети учатся сортировать фасолинки, перекладывать или пересыпать зерна, переливать воду или пересыпать зерна, вытирать, смешивать водяные краски, ухаживать за растениями - поливая их, протирая им листики, опрыскивая их. Старшие детки обычно выбирают наборы, в которых:
- есть корзиночка с наполовину сгоревшими свечками, ножичек и ножницы. Дети зачищают оплывшие свечки, подрезают фитильки.
- стоит потемневший серебряный сосуд, и рядом лежит средство для чистки, и детям нравится заставлять серебро блестеть.
У каждого ребенка есть папка, в которой он хранит свои рисунки. Рисунки с уроков выносит нельзя - чтобы избежать элемента показухи, хвастовства - чтобы ребенок работал больше для своей души, а не для внешней оценки. Вся папка с рисунками выдается домой только в конце учебного года.
Вот еще несколько снимков комнаты:
Это - малая толика того, что входит в учебную программу, что происходит на уроках. И, к сожалению, настроение уроков, настрой детей не передашь этим рассказами. Но почти всех, кто видел, впечатляет.
Да, я не сказала того, что практически все работы выполняются на ковре, а не на полках. Каждый ребенок берет маленький коврик (их видно на фотографиях), расстилает его на полу - либо ворсом вверх, либо резиновой стороной вверх - если работает с водой. Этот коврик - его обособленное место, поэтому дети не толкаются и не мешают друг другу работать.
Как заканчивается занятие: учительница говорит, что пора заканчивать работу. Тогда дети завершают то, чем они занимались, раскладывают на места пособия, сворачивают свои коврики. Затем они рассаживаются на цветные кружочки, которые для них учительница выкладывает полукругом - каждый садится на выбранный кружочек. Учительница подводит вспоминает проведенные презентации, дети с ней хором поют что-нибудь. Затем они приготовляются слушать. Я, за их спинами, шепотом произношу чье-то имя. Этот ребенок поднимает руку, перед ним учительница ставит колокольчик на короткой ленточке. Задача ребенка - бесшумно поднять за ленточку колокольчик и поставить на полку. Затем ребенок прощается с учительницей и тихонько выходит из класса. Я шепотом называю следующее имя. Так повторяется до тех пор, пока все дети не уйдут.