Писала ответ подруге, про Володину учебу, получилось длинно, и решила это выложить отдельным постингом.
Володя, наверное, и не помнит времени, когда бы он не учился. Первые годы обучения, пока не начались прописи и "Букварь", учеба представлялась ему одним из увлекательнейших занятий. Он много узнал и, когда пошел в киндегаден и, затем, в 1 класс, все ждал, когда же и там начнется серьезная и интересная учеба, а она все не начиналась, все они проходили то, что он уже давно знал. К примеру, он в 1 классе (в 6 лет) легко умножал и строил графики функций, поэтому ему в школе было скучно и, проучившись один месяц в 1 классе, мы забрали его на домашнее обучение. Мы тогда много с ним прошли за тот год, а потом началась токсикозная беременность при старшей дочке на руках. Дома же сыну не хватало товарищей по играм, и в школе (уже в другой) нам предложили сделать для него индивидуальную программу по мат-ке (во 2 классе он программу 5-го проходил). И он пошел в школу. В тот момент он там почувствовал, что в школе учиться намного легче, чем по домашним программам, но быстро понял, что именно благодаря дом. занятиям он и лучший в школе по мат-ке. Начал много читать, преимущественно на английском. За русское чтение мы боролись, подыскивая ему книги, которые были бы по возрасту и интересны - и он втянулся и в них. Россию он полюбил через семейные истории, поездки, чтение, фильмы и авторские песни. Мы объясняли ему, что без умения писать он, когда вырастет, довольно быстро забудет язык. В прошлом году он закончил 6 класс по русскому (и, похоже, что большую часть грам. правила он выучил). С этого года, вместо русского, мы ввели российскую историю: он читает энциклопедии, пишет конспекты (которые мы проверяем на предмет грамматики - элемент "русского") и рассказывает нам пройденный материал. Физика и химия - дополнительные предметы: он читает учебники, конспектирует, решает задачи и пересказывает нам. Алгебру делает несколько раз в неделю, по учебнику. Когда заканчивает учебник - мы устраиваем ему что-то типа контрольной по каждой главе пройденного материала. Геометрией занимаемся меньше, чем алгеброй, но больше, чем физикой и химией.
Получается, что каждый рабочий день Володя выполняет задание по одному из предметов + по 1-1.5 часа занимается музыкой + два раза в неделю ходит на плавание. После 8 вечера - свободное время, которое можно посвятить чтению или просмотру фильма.
Не сопротивляется ли Володя такой учебе? - Нет. С одной стороны: для него учиться дома так же естественно, как чистить зубы. С другой стороны: когда был помладше - бывали вопросы, порой бывали и кризисы, когда у нас опускались руки, и в такие моменты мы что-то меняли, что-то ненадолго добавляли - например, систему вознаграждений (фильмами). Сейчас же он достаточно взрослый, чтобы понимать, насколько ему самому эта учеба нужна. Мы, кстати, в моменты кризисов предлагали: "Хочешь, бросим домашние занятия? Относиться к тебе мы хуже не станем, эта учеба нужна тебе, а не нам." Ребенок ни разу не захотел бросить какой-нибудь предмет. По поводу предметов: музыку, математику, физику и химию Володя сам выбрал, так как это его область интересов. Труднее всего давался русский, но мы и его одолели. Про историю объясняем ему: "Хочешь быть русским - учи историю, потому что для этого нужно знать историю своей страны". И ему это более-менее интересно, по крайней мере, есть желание узнать историю. В песнях (Высоцкий, Митяев и др.), которые он слушает, и в книгах, которые он читает - упоминаются отдельные исторические факты, и, вроде как, сыну хочется в них разобраться, связать их вместе. Да и читать-то он любит. :) Из имеющихся предметов - история - самый легкий. :)
Дочки тоже учатся дома. Младшая пока еще ходит в киндегаден (когда не болеет, а в последнее время болеет много), но потом мы планируем, что они обе несколько лет проучатся дома. Так как программа для них совсем другая, более гуманитарный подход, хотя и с относительно сильной математикой, то это совсем не повторение того, что было с Володей, это для меня новый опыт. :)
В чем заключается гуманитарный подход: например, окружающий мир можно познавать со стороны физики, астрономии, а можно мягче - со стороны зоологии, биологии. Можно читать и писать про законы природы, про физические и химические опыты, а можно - о животном и растительном мире, о погоде. Основные знания все равно будут теми же самыми, а смежные дополнительные - подстроенными под интересы ребенка.
Чем еще нас с детьми нравится домашнее образование: тем, что информация изучается сконцентрировано, не рассеиваясь на организационные вопросы. Например, при коллективном образовании излагаемый учителем материал научных дисциплин доходит в среднем до 50-60% учеников, остальным либо слишком легко, либо слишком сложно. А в младших классах канадских школ концентрация материала низкая. Сейчас, когда у нас столько дел, понимаешь, насколько жалко вот так вот разбрасываться временем (да и дети наши не любят проходить то, что они уже знают). Нет, нам лучше - чтобы материал был именно тот, который нужен, по интересу, сложности и прочим параметрам. И чтобы урок длился ровно столько, сколько комфортно ребенку - как начал он уставать, так и урок можно закончить. И последовательность уроков тоже подбирается индивидуально и соразмерно с этапами дня. Утром - самое сложное, затем - музыка, чтение, письмо и т.д.. Уроков с Таней у нас много, так как наша программа построена на основе канадской и российской систем, плюс еще что-то на наш выбор, плюс спорт и изящные искусства. :)
Сейчас моя семилетняя дочка: пишет и читает на двух языках, русский на уровне 1 класса, математика, окр. мир, музыка - 2 класс.