Наша канадская церковь.

Dec 22, 2010 15:18


Произошло это порядка 25-30 лет назад. В те годы им было порядка 30 лет, у них были крепкие семьи, в которых росли по 2-4 детей, и по вере своей они были протестантами. По роду профессии большинство из них были плотниками и фермерами. Между собой они были друзьями. Людьми они были ищущими, хотели жить по заповедям Христовым, но что-то в их вере этих людей не устраивало, и начали они исследовать истоки своей веры. Копали они, копали, и докопались, что вера их, протестанская, искаженная. Десять лет они искали истинную веру, которая шла бы от апостолов, и нашли нашу веру, православную. По их словам, еще десять лет им понадобилось, чтобы стать православными. Все было для них внове: и крестное знамение, и целование икон, и отсутствие праздных разговоров на службах, и посты. Это для нас легко, имеющих за своими плечами многовековую веру предков. И даже для тех из нас, кто воцерковился во взрослом возрасте, многое кажется естественным. Для них же это было трудно. Но они преодолели свои препоны, стали глубоко верующими православными христианами.


Про их духовность подробно говорить не могу, это все тайное, но знаю, что лучшей книгой по воспитанию детей они считают труды Феофана Затворника, что регулярно читают они Святых Отцов, что по четкам молятся Иисусовой молитвой, что Богослужения пропускают редко. Как-то у нас с ними возник разговор о частом причащении - ведь здесь принято часто причащаться. Они ответили, что стараются жить так, чтобы всегда быть готовыми к причастию, и каждый раз готовятся к нему, правда, молитвенное правило у них небольшое (но, опираясь на слова святителя И. Брянчанинова, порой бывает во вред, когда правило большое - лучше меньше да лучше, каждому по силам).

Это люди, считающие себя недостойными: в нашей церкви только один священник и ни одного диакона - много желающих, но никого, кто считает себя достойным стать батюшкой. Иподиакон у нас есть, но и его не удается уговорить стать диаконом.

Приехав в Саскатун, мы думали сначала, что будем ходить в украинскую православную церковь, но первый раз сходили в эту. Потом в украинскую, и .. вернулись в канадскую. В этом городе есть еще одна канадская церковь, но до нее мы так и не дошли, хотя сначала хотели обойти все три православные церкви, но не смогли - тянуло именно в эту, и никуда оттуда не хотелось уходить. Молиться в ней легко - все молятся вокруг, никто праздно на тебя не смотрит.

После первой службы, в притворе, нас окружила толпа - все здоровались и знакомились с нами. Тут же нас предупредили, чтобы мы не беспокоились, если наша годовалая Маша будет убегать вперед, к алтарю (почему-то малышей всегда туда тянет) - кто-нибудь из впереди стоящих ее остановит. Малышей в церкви много, и приходские бабушки, не являясь родственниками малышни, смотрят за детьми: ведь в многодетных семьях порой трудно уследить за 2-3-леткой, если у тебя на руках сидит еще один малыш. Вот бабушки и прочие прихожане за всеми бегающими детьми и смотрят. После чтения Евангелия, перед взрослой проповедью, проводится детская: одна из бабушек и дежурная мама выводят всех малышей вперед, и батюшка минут пять беседует с детьми, разъясняя им сегодняшнее чтение. Потом все малыши под предводительством 2-3 взрослых уходят вниз, в детскую комнату, где им дают раскраску на тему Евангельского сюжета и объясняют нарисованное. В это время для взрослых, в храме - проповедь. Когда она заканчивается, малышей приводят наверх, в храм.

Дети, когда они в храме - они более-менее общие, за ними смотрят все: тот взрослый, рядом с которым оказался ребенок, утихомиривает его, на руки берет, если захочет. На памяти моей есть случай, когда трехдетная мама оставила свою малышку в автокресле, одетой, в притворе, и прошла в храм с двумя остальными детьми. Одна из бабушек, видевших это, подошла к малышке и раздела ее, а потом полслужбы держала ее на руках. В ответ на высказанное мною удивление по поводу такого поведения этой мамы, она сказала: "Все люди разные, нельзя никого судить, и мы сами были не сахар, когда были молоды, и приходские бабушки тоже нам во всем помогали".

Бывает, что в церковь заходят гости - люди, по каким-то причинам заинтересовавшиеся православной службой. Обычно они из числа родственников наших прихожан, или люди из бывшего Союза, или православные румыны. Есть у нас мужчина, который всегда стоит вблизи дверей храма - его послушание в том, чтобы этих гостей проводить к стульям, специально для них стоящим (это чтобы им в нашем храме было хорошо - ведь кроме православных все остальные христиане во время службы сидят), хочешь - сиди на них, хочешь, стой рядом. Еще несколько человек, видя входящих гостей, берут книжечки, в которых напечатан текст Литургии, и с улыбкой и дружеским приветствием дают их гостям, показывая молитвы, которые сейчас читаются.

После Литургии - обед. Все прихожане, желающие готовить обеды, разбиты на группы по три человека, и для каждого воскресенья одна из групп готовит обед. Все стараются, и получается всегда вкусно. Так все время, за исключением больших праздников: в те дни готовят все прихожане и стол получается очень вкусным и разнообразным. Так вот, в те дни, когда на службу приходит много гостей (много - это 3-4 человека), то батюшка, после Литургии, приглашая всех вниз на обед, повторяет несколько раз, что приглашаются в первую очередь гости, ну и затем конечно остальные прихожане. В трапезной с гостями знакомятся, осыпают их вниманием, и после благословления пищи, обед они, конечно, первыми себе берут.

Возможно, к гостям наши прихожане так относятся, потому что сами помнят, как тяжело было им прийти к православию: многое было им незнакомо, непривычно, однажды, на пути своего воцерковления, пришли они в украинский храм, а там их спросили: "Зачем вы сюда пришли, вы же не украинцы?!" Родные (родители, братья-сестры) их осуждали, некоторым семьям родные даже устроили многолетний бойкот за то, что они отказались от веры своих предков и перешли в православие..

Прихожане наши активно занимаются благотворительностью, но особо широких масштабов она достигает во дни Рождественского и Великого Постов. И отдают они не от избытка своих богатств, а часто - от скудости. И не только дают: ездят в квартиры бедных, больных людей, вдов, стариков - делают у них уборку, приносят и готовят еду. И это не от раза к разу, а часто. Ездят они и в Мексику, где на свои деньги сами строят небольшие домики для бедных - те порой всю жизнь проживают в картонных коробках, и из-за этого во время дождевых сезонов много стариков и младенцев умирают. Практически никто из наших прихожан не ездит отдыхать на теплые моря; насколько я знаю, они все, что могут, отдают в помощь тем, кому она нужна.

Крестины, венчания, похороны - это общеприходские события. В нашем приходе, как и давние времена, крещение вписанно в Литургию: первая часть крещения проходит в начале, и последняя - ближе к Причастию, и заканчивается тем, что новокрещенного первым причащают. Крестные обычно выбираются из числа прихожан, и традиция здесь такова, что всегда к причастию детей водят не родители, а крестные.
Когда в одной из семей рождается малыш, то одна из наших приходских бабушек организует народ, чтобы готовили еду и отвозили в ту семью. Иногда составляется рассписание - кто и когда им готовит. Если семья многодетная, то кроме "пищевой" помощи оргинизуется и помощь в уборке и присмотре за старшими детьми.

Не проходит и месяца, чтобы приход хоть раз не собрался вместе у кого-нибудь в гостях. Поводов к этому много: если кто-нибудь переехал в новый дом/квартиру, то в определенный день все вместе, со своей едой, приезжают к нему в гости и проводят у него вечер - это чтобы все знали, где он живет. Когда мы въехали в наш дом и в один из вечеров у нашего дома остановилась пара десятков машин, соседи потом спрашивали: "До того, как вы приехали в наш город, у вас тут много друзей было?", и удивлялись нашему отрицательному ответу.. :)

Когда в семье рождается малыш, то кто-нибудь, у кого большая жилплощадь, собирает всех прихожан у себя, и там начинаются поздравления с новорожденным, подарки, зачитывание цитат о воспитании из Святых Отцов, и шутливые наставления. Порой летом, просто так, для разговоров, ездим вместе на пикники или собираемся у кого-нибудь из наших гостеприимных фермеров.

Так и живем.. :)

православная Канада

Previous post Next post
Up