Основная часть моих учеников с 6 до 12 лет, и мы с ними индивидуальные занятия обычно начинаем с какой-нибудь игровой задачки.
Учеников много, и я совершенно не успеваю записывать то интересное, что происходит на занятиях. Но немножко игр покажу.
Простенький лабиринт, который нравится младшим детям:
Идея его в том, чтобы на каждом уровне (три веревочки - три уровня) брать счетный материал только из одной тарелочки таким образом, чтобы в конце набрать указанное число (в данном лабиринте - 20). Счетный материал вставляем в матрицу - так удобнее считать. Тут несколько способов прохождения этого лабиринта, и порой дети сами хотят найти все способы, порой мы с ними по очереди через них проходим.
С малышами кидаем два кубика, на одном выпадает число десятков, на другом - число единиц. Полученное двузначное число записываем на листочке бумаги и выкладываем на матрице. Потом листочки с числами выстраиваем по возрастанию/убыванию.
Вопросы детям: какое самое маленькое число можно получить с помощью этих кубиков? А самое большое?
Уравнения.
С младшими - на одно действие. С плюсом и умножением легко, а вот с минусом, особенно когда Х стоит на первом месте (Х - 5 = 10) - бывает тяжеловато. К уравнениям такого типа прибегаем даже когда занимаемся вычитанием дробей и нужно начти дробь, из которой вычитаем.
Так что сначала я обычно даю примеры типа 4 + Х = 10, затем 8 - Х = 3, и Х - 2 = 12. Потом переходим к умножению и делению. А если и это легко - то уравнения в два действия. Интересно, что детям легче решить готовое уравнение, чем составить свое, а составлять свои им увлекательно.
С уравнениями включается детская фантазия. Например, семилетняя девочка, которая сейчас увлечена умножением и делением, начала включать в уравнения разные новые элементы:
Здесь она решила составлять симметричные количества. Заодно обсудили с ней, как выложить 3 пробочки так, чтобы была ось симметрии (проверяли ребром линейки).
А это уже девочка постарше решила вместо 63 пробочек просто выложить число.
Дети выдумывали разные способы, вплоть до того, как представить 8 с помощью трех пробочек и двух шариков (2х2х2). Меня всегда поражает полет их фантазии.
Итак, опять семилетняя девочка, которая сейчас увлечена делением. Х : 3 = 3 Она решила выложить трех человечков, и под каждым из них - три шарика (так как в результате деление - три). Всего вместе будет 9 шариков, т е Х=9.
Вот это уравнение мы все время изменяли. Сначало было 12 : 2 = Х Было два человечка. Потом еще один пришел, и уравнение стало 12 : 3 = Х. Затем еще один. И еще - тут выяснилось, что 12 на 5 не делится, если шарики не разрезать. Но потом пришел шестой человечек, и все прекрасно разделилось.
Уравнения для средней школы:
В два действия, и +, -, *, / в произвольном порядке.
Их весело решать, попутно обсуждая порядок действий, и еще интереснее деткам их составлять - ведь под Х нужно положить нужное количество пробочек, и не ошибиться!
Надеюсь скоро еще игры выложить. Времени катастрофически не хватает.