Дети болеют, все трое. Володя сегодня не пошел в школу, с девочками мы занимались уроками только до обеда, фигурное катание отменилось. Сейчас младшие играют, старший читает, и у меня есть немножко времени написать про нашу учебу.
Чего я хочу им дать: основные понятия, базу, системный подход и понимание в разных областях. Меня не очень волнует их почерк и красота рабочих тетрадей (собственно, они потому и рабочие, что в них учатся). В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы все было красиво, четко, и написано с нажимом чернильными ручками. Но это второстепенно, и я не готова тратить на это драгоценное учебное время и нервы.
В математике мне важно видеть последовательность действий, и то только тогда, когда ребенку сразу не очевидно. Условия записываются только к сложным задачам. Например, если раньше Таня расписывала, как она вычисляет 3/5 от 75, и важно было проговаривать каждый шаг, то сейчас уже она просто пишет ответ в таких примерах. Если в начале она, решая задачи на движение, делала чертеж, выписывала условия и формулу, то теперь она зачастую пишет сразу пример с подставленными туда числами.
Мы многим занимаемся без разбивки на предметы, а на проектах, книгах, обсуждая. Учиться с удовольствием - это для нас важно.
По поводу программы: в начале каждого года мы составляем свою, опираясь в первую очередь на канадские требования. По математике темы разнятся, дроби проходятся гораздо раньше, чем в российской системе, а что-то наоборот отстает. Так что у нас много рабочих тетрадей и распечаток, и мы по ним плавно идем, беря то там, то сям по соответствующим темам. С каждым годом мы все дальше удаляемся от школьного подхода: и обучение наукам у нас через проекты, а не по учебникам, и уже гораздо меньше, чем раньше, смотрю на циферку класса на обложке учебника - стараюсь давать то, что, как чувствую, сейчас по возрасту, по уровню и к чему они готовы. Учитывая еще, что учебные пособия сильно варьилруются по уровню, то у нас может быть плюс-минус класс.
Девочки много играют - то увлеченно в Лего, то в ролевые игры. Сегодня, например, построили корабль, распечатали себе карты и расписали маршрут:
Ролевые игры с Лего:
Еще они много читают. Маша наконец расчиталась по-английски, и теперь увлеченно читает вот такие книги:
А Таня читает на английском первую книгу про Гарри Поттера. Она недавно купила себе электронную книжку, и сразу закачала туда русские и английские книги.
Тетради:
Папки с дополнительными материалами:
Машина местная рабочая тетрадь:
Истомина, 3 класс второе полугодие:
Решаем выборочно и сейчас уже практически закончили эту тетрадь.
Маше нравится клеить звездочки за выполненные задания.
А это из дополнительной папки, задачки типа для отдыха:
Танин учебник: Виленкин, 5 класс. Мы в прошлом году его до середины прошли, он у нее не очень шел тогда. Сейчас же уже легко решает и мы быстро по нему идем.
В рабочей тетради все карандашом пишет - исправлять легче.
Эти примеры для нее как повторение:
Машин русский:
Танин русский:
Одно из машиных упражнений по английскому - самодиктанты: читает предложение, запоминает его и сама себе диктует.
Основная часть нынешних учебников по английскому:
Машины тексты:
Танины:
Тексты так хорошо подобраны, что разбирая их, дети узнают много нового. И потом, в других темах, эти знания всплывают. Сегодня, например, обсуждали маршрут Колумба, и Таня много подробностей про него вспомнила, которые вычитала в этих учебниках.
А это учебник, который учит анализировать тексты и писать по ним отчеты:
Танины отчеты о книгах:
Спасибо тем, кто дочитал! :)