Художники-иллюстраторы: волшебники кисти и хранители сказок | Лабиринт - Новости и обзоры
Источник:
http://www.labirint.ru/news/7823/ Рассказать в одной статье обо всех достойных иллюстраторах детских книг просто невозможно. Издания для детей - это настоящий цветник, пестрящий чудесными картинами. Они будят наше воображение и запоминаются на всю жизнь. Каждому знакомо это трепетное чувство, когда, увидев вдруг иллюстрации из своего детства, чувствуешь, как сердце радостно сжимается от новой встречи.
Большинство родителей современных малышей росли в СССР, именно поэтому наш обзор по художникам мы снова начнём с советских художников.
Кто не знает Владимира Сутеева! Этот талантливый человек только на одну четвёртую был художником, а помимо этого - писателем, сценаристом и режиссером-мультипликатором.
К книжной иллюстрации Сутеев пришёл в 1923 году, в возрасте 20 лет и уже не расставался с этой частью своей творческой деятельности до самой смерти. Иллюстрации к произведениям таких известных детских писателей, как Корней Чуковский и Самуил Маршак стали самыми яркими и известными его работами. В 1952 году, спустя почти 30 лет активной работы с детскими книгами, Владимир Сутеев сам стал писателем. Для своих маленьких читателей он нарисовал огромное количество сказок-картинок, в которых лаконичный текст дополнили великолепные иллюстрации. Это он написал и нарисовал всеми любимые сказки "Кто сказал Мяу?", "Мешок яблок", "Петя и Красная Шапочка", "Под грибом" и многие другие.
Не менее талантливым художником, работавшим в тоже время, что и Сутеев, был Николай Кочергин. Если в творчестве Сутеева явственно прослеживается связь с его деятельностью мультипликатора, то в работах Кочергина заметен талант скульптора-резчика: отточенные детали, чёткие линии. За свою долгую работу Кочергин сумел проявить свой талант очень разносторонне. Одинаково удались художнику иллюстрации к целому циклу восточных сказок, пошаговое сопровождение авторских произведений ("Конёк-Горбунок", "Два брата") или украшение своими рисунками русского фольклора - сказок и былин.
Анатолий Зиновьевич Иткин появился на свет тремя поколениями позже Кочергина и Сутеева (если, конечно, поколения считать десятилетиями), однако в 1950-х годах на арене художественной иллюстрации оказались все трое художников. В то время Иткин стал работать в качестве художника-иллюстратора в московских издательствах; Николай Кочергин занимался своими восточными сказками (одна за другой выходили индийские, корейские, китайские, монгольские, вьетнамские, японские, сказки Бирмы и Индонезии); Сутеев дебютировал в качестве писателя, продолжая при этом работать с детской иллюстрацией. Как и Кочергин, Иткин занимался в своё время зарубежными сказками: его иллюстрации к фольклорным произведениям Англии и Шотландии признаны сейчас одними из лучших. Всего художником проиллюстрировано более 200 произведений русской и мировой классической литературы, а некоторые его работы даже выставлены в музеях: Третьяковской галерее, Музее А.С.Пушкина в Москве, Литературном музее А.Толстого в Самаре и других.
На границе между поколениями советских и современных иллюстраторов стоит Геннадий Спирин, начавший активно работать в качестве художника-иллюстратора в 1979 году. С иллюстрациями Спирина выходили авторские сказки ("Чёрная курица", "Красная шапочка"), рассказы и повести классиков ("Каштанка" Чехова, "Нос" Гоголя, "Сказка о царе Салтане" Пушкина), русские народные сказки. При этом Геннадий Спирин не ограничился ролью художника: он сам адаптировал тексты сказок "Красная шапочка" и "Златовласка и три медведя" и даже выступил в роли писателя, рассказав детям историю про ворону Марфу. Чудесные акварельные иллюстрации Спирина получили множество наград, они хранятся в государственных, частных и корпоративных коллекциях, в Музее Искусств в Милане, в библиотеке Принстонского университета.
Среди современных художников-иллюстраторов также есть выдающиеся творческие личности. С их работами большинство современных родителей познакомились не в детстве, а покупая книги уже своим малышам. Это Вадим Челак, Надежда Бугославская, Игорь Олейников. За 20 лет работы Вадим Челак проиллюстрировал более 30 книг. Среди них произведения А. П. Чехова, Р. Киплинга, С. Лагерлеф, Д. Родари, М. Твена, Д. Свифта. Особенно маленьким читателям Челак запомнился благодаря своим рисункам к "Приключениям барона Мюнхаузена", "Муфте, Полботинка и Моховой бороде" и "Путешествиям Гулливера", уже признанным классикой детской иллюстрации.
Надежда Бугославская создала для юных поклонников Астрид Линдгрен один из самых точно переданных образов рыжей и бесконечно оптимистичной Пеппи Длинныйчулок. Полюбили художницу и благодаря иллюстрациям к книге Саши Чёрного "Дневник Фокса Микки". Помимо этого Бугославская проиллюстрировала произведения таких классиков литературы, как Борис Заходер, Михаил Зощенко, Владимир Маяковский.
Игорь Олейников в основном занимается рисованной анимацией. Как и его предшественник Владимир Сутеев, Олейников долгое время проработал на студии "Союзмультфильм", а после развала СССР - ещё на трёх студиях. Однако многие дети и их родители знают Олейникова исключительно благодаря его иллюстрациям к книгам, которыми он занимается с 1986 года. На счету художника рисунки к произведениям известных писателей (Александр Пушкин, Николай Гоголь, Иосиф Бродский, Даниил Хармс), классиков детской литературы (Корней Чуковский, Андрей Усачев, Софья Прокофьева, Джоэль Харрис) и фольклорным произведениям ("Жар-птица. Русская народная сказка"). Всего им проиллюстрировано более пятидесяти книг.
От себя хочу добавить с этот список:
Денис Гордеев, Виктория Кирдий, Виктор Чижиков, Борис Дехтерёв, В. Милашевский, М.Миторофанов, В.Челак, Борис Зворыкин, В.Каневский и другие - потом сделаю большой сборный пост.
Чуть позже обязательно сделаю собственный обзор моих любимейших иллюстраторов!